Это статья о том, как стихии, представленные мастями, изменяются с числовыми значениями младших арканов: от Туза до десятки. Для описания подобраны образы в духе шаманизма.
Каждая из четырех мастей младших арканов Таро соотносится с одной из стихий, присутствующих и взаимодействующих как в мире, так и в населяющих его существах, которые представляют собой частные отражения целого (ср. макрокосм — микрокосм).
Будучи изначально уравновешенными в двойственных противостояниях (активное мужское начало: воздух/мечи — пассивное женское начало: земля/диски; активное мужское начало: огонь/жезлы — пассивное женское начало: вода/кубки), стихии обладают свойством изменчивости, возрастающим в иерархической последовательности (земля — вода — воздух — огонь).
Изменчивость стихий обусловливает их взаимодействие, что вызывает смещение изначального равновесия. Это происходит как возрастание, распространение, увеличение и преобладание одного из природных начал в некоторой точке при угнетении прочих, в первую очередь — противостоящего (при возрастании огня угнетается в первую очередь вода, далее — родственная в своей пассивности земля). В то же время, общее равновесие сохраняется, поскольку вытеснение и перераспределение стихий в одной точке обусловливает их преизбыток в другой, т.е. прямо противоположное явление. Эта закономерность выполняется для замкнутой системы, стало быть, применима и к Таро, если счесть конечными его известные составляющие (в особенности количество мастей в младших арканах, которое часто доводят до пяти).
Свойства изменчивости стихий находят отражение в числовых значениях младших арканов, которые представляют развитие той или иной стихии от первичного проявления (Туз) до совершенного преобладания (десятка). Последнее состояние предшествует дальнейшему развитию на качественно отличном уровне, подразумеваемом картами двора, — переходном между событиями низшего (младшие числовые арканы) и высшего (старшие арканы) порядка.
Изменение стихий, обозначаемых мастями, происходит в следующем направлении.
1. Тузы представляют собой первичное проявление стихии (едва ли справедливо употреблять применительно к оным понятия «возникновение» или «зарождение»). Тузы содержат в себе все ипостаси стихий, все возможные их проявления, могущие статься открытыми и воплощенными, использованными — или же быть скрытыми сколь угодно долго.
Туз жезлов — язык пламени
Туз мечей — дуновение ветра
Туз кубков — капля воды; новолуние
Туз дисков — ком земли, зерно
2. Двойки подразумевают исходное равновесие стихий в проявленном мире, естественную гармонию среды.
2 жезлов — равномерное горение
2 мечей — легкий прохладный ветерок; ясное небо
2 кубков — прозрачное озеро; утренняя роса; первая четверть
2 дисков — почва, семя, дремлющее в земле до поры
3. Тройки предполагают нарушение равновесного состояния стихии благодаря вмешательству преобразующего начала (Духа, пятой стихии, которую часто стремятся обозначить пятой мастью); естественное побуждение к развитию.
3 жезлов — сполох огня
3 мечей — пронизывающий сквозняк; набежавшие облака
3 кубков — источник, бьющий ключ; полнолуние
3 дисков — проклюнувшееся семя, росток, пробившийся сквозь земляную толщу
4. Четверки воплощают успокоение, умиротворение после совершенного прорыва, усталость от предпринятого действия, освоение в изменившейся обстановке; новое, едва сложившееся равновесие стихий; уступка перед стремлением среды вернуться в исходное состояние.
4 жезлов — огонь, вспыхнувший было на хворосте и теперь мерно прогорающий
4 мечей — мертвый спертый воздух, удушье; пасмурное небо, затишье, сулящее бурю
4 кубков — стоячая цветущая вода в запруде, со временем обращающаяся в болото; третья четверть
4 дисков — цветение и последующее вызревание завязавшегося плода
5. Пятерки подразумевают настоятельную потребность в жизненно важной перемене, вскрытие назревших противоречий, стремительное выпрямление после чрезмерного сжатия, высвобождение в стихии действующей и преобразующей силы, влекущее перерождение.
5 жезлов — молния
5 мечей — ворвавшийся опустошающий вихрь
5 кубков — вода смывает запруду и проливается грязным потоком; новолуние
5 дисков — созревший плод отрывается от материнского стебля; оскудевшая инистая земля в наступивших заморозках
6. Шестерки представляют собой облегчение, долгожданное разрешение ранее скрытого, вольное распространение; преходящее упоение при отсутствии внятных представлений о грядущем и бессознательном сожалении о минувшем, мучительным, но дорогим теперешним достижением, подтверждение сделанных предположений, оправдание возложенных ожиданий, колебания между бывшим и будущим, омрачающие настоящее; осознание проявлений действующего преобразующего начала; подвижное равновесие стихии.
6 жезлов — полыхающий и согревающий костер
6 мечей — опустившийся туман, клубящаяся мгла, мимолетный попутный ветер слишком слаб
6 кубков — заливной луг; вечерняя роса; отмель, мелководье; первая четверть
6 дисков — соки плодородия, бурлящие в недрах весенней земли; пробуждение жизненной силы в обновленной природе
7. Семерки предполагают намеренное высвобождение в стихии преобразующего начала; проба собственных сил вследствие обнаруженных возможностей; проявление исконной воли к становлению, руководящей стихией.
7 жезлов — зажженный факел; высекаемая искра
7 мечей — распахнутое окно; встречный ветер; ветряная мельница
7 кубков — оазис в пустыне; речная излучина; спуск на воду законченного судна; полнолуние
7 дисков — возделанная целина, распаханное и засеянное поле
8. Восьмерки воплощают потребность в упорядочении обретенного опыта; целенаправленное и кропотливое изучение; приятие прошлого и предугадывание будущего; понимание действующих закономерностей и приспособление к существующим обстоятельствам, долженствующими быть измененными со временем; отождествление преобразующего начала и стихии; сознательное, удерживаемое равновесие; время, выигранное для подготовки к предстоящему рывку, когда бездействие сменяется гибельным упадком.
8 жезлов — огонь, заключенный в лампаду, исподволь мятущийся в тесноте
8 мечей — переменный ветер; ненастье в предвестье надвигающегося урагана; отдаленный смерч
8 кубков — обложные тучи, набухшие влагой; накрапывающий дождь; третья четверть
8 дисков — страда
9. Девятки подразумевают полностью осознанное преобразование, производимое с учетом предыдущего опыта; целенаправленное осуществление задуманного, умелое воплощение прежнего намерения; подготовленное раскрытие стихии.
9 жезлов — опрокинутый светильник; самовозгорание; распространение взметнувшегося пламени
9 мечей — кружащийся, поглощающий смерч
9 кубков — освежающий долгожданный ливень; подъем полноводных рек; выход в открытое море
9 дисков — изобилие плодородной земли; первозданная растительность возрождается, скрывая следы рукотворного вмешательства
10. Десятки представляют совершенное преобладание стихии, высшую точку их самораскрытия.
10 жезлов — всепожирающее ревущее пламя; палящее солнце достигает зенита
10 мечей — бушующий ураган
10 кубков — наводнение; океан
10 дисков — щедрая жатва, богатый урожай; земное изобилие
Самодостаточность стихий, обозначаемых мастями в десятках младших арканов, сменяется какое-то время спустя самопресыщением. Всякое совершенство как достигнутая законченность, предопределяет будущее перерождение стихии в отличном качестве, подразумеваемом картами двора.
Карты двора — это уже иной, одушевленный уровень развития стихий, преобразование воспринимающего субъекта в полноправный деятельный субъект (персонификация стихий).
Теория смешанных элементов, разработанная индийскими учеными, говорит, что каждый элемент в природе состоит из восьми восьмерок: четыре из них сформированы самим элементом, а остальные четыре восьмерки созданы из других элементов. Это означает, что ни один элемент не существует в чистом виде, но всегда смешан с другими. Поэтому земля состоит из 4/8 чистой земли, 1/8 огня, 1/8 воды, 1/8 воздуха, 1/8 эфира. Если обратиться к древним индийским картам, то можно увидеть, что там присутствуют все те же фигуры.
Вселенная развивалась по мере того, как последовательно разворачивались четыре мира, каждый из которых проходил свой путь от Единицы — Туза (источника стихии, которая еще не развернулась в этом мире, а пребывает в «сжатом» виде, содержа в себе весь свой потенциал) до Десятки (мир, развернувшийся и начинающий рождать следующий мир). Каждый этап творения проходит тот же путь развития, как и все творения, — таким образом, Вселенная представляет собой как бы голограмму, каждая ее малая часть содержит в себе все.
Жезлы, Чаши, Мечи, Пентакли символизируют собой стихии Огня, Воздуха, Воды, Земли, и их можно соотнести с четырьмя буквами Тетраграмматона: йод, хе, вав и хе конечное. Рыцарь, Королева, Король, Паж также соответствуют четырем буквам Тетраграмматона, символизируя четыре уровня раскрытия стихии.
Короли — Огонь, йод — Отец, Деятель, Управитель
Королевы — Вода, хе — Госпожа, Мать
Рыцари — Воздух, вав — Посланцы, Деятели по передаче, Посредники
Пажи — Земля, хе конечное — Слуги, Дети.
При наложении получается следующее:
Жезлы — Огонь
Король — Огонь Огня
Королева — Вода Огня
Рыцарь — Воздух Огня
Паж — Земля Огня
Чаши — Вода
Король Огонь Воды
Королева — Вода Воды
Рыцарь — Воздух Воды
Паж — Земля Воды
Мечи — Воздух
Король Огонь Воздуха
Королева — Вода Воздуха
Рыцарь — Воздух Воздуха
Паж — Земля Воздуха
Пентакли — Земля
Король — Огонь Земли
Королева — Вода Земли
Рыцарь — Воздух Земли
Паж — Земля Земли
Таким образом, Король Жезлов — Огонь Огня, управляющий, влияющий на слепую, безличностную, с точки зрения человека, Стихию Огня. Паж Пентаклей — Земля Земли; Паж Пентаклей является наиболее «чистым» представителем своей масти, через него мы можем наилучшим образом прочувствовать стихию Земли. Королева и Король Мечей нужны для порождения Рыцаря Мечей, важнейшей карты своей масти, который действует через Слугу Воздуха — Пажа Мечей и т.д.
Каждая карта занимает свое, столь же важное, как и другие, место, и позволяет работать с тем уровнем стихий, за который она отвечает. Каждая из четырех фигур уполномочена оперировать в сфере своей масти, взаимодействуя с каждым из десяти уровней развития своей стихии. Как и номерные карты Младших Арканов, карты Двора не означают людей или события. Они означают стихию, проявляющуюся в человеке или событии, и нужно понять, почувствовать проявление этой стихии, а соотносится ли карта в данном случае с определенным человеком или указывает на какое-то событие, подскажет только видение.
Выложите перед собой карты Двора, по стихиям и сравните их друг с другом: чем Рыцарь Воздуха отличается от Рыцаря Земли?
Рыцарь Воздуха и Рыцарь Земли оба представлены верхом, но… Рыцарь Воздуха скачет во весь опор, а конь Рыцаря Земли спокойно стоит.
Рыцарь Воздуха мчится вперед, держа в руке меч, а Рыцарь Земли смотрит на вспаханное поле: он принес зерно, которое будет посажено в землю, он приехал засеивать поле. И тот и другой Рыцари находятся в движении, но движение это — разное. Движение Земли отличается от Движения Огня, Движения Огня от Движения Воды, Движение Воды от Движения Воздуха.
Карты Двора не заменяют друг друга: в колоде Таро, как и вообще в любой хорошо разработанной магической или мантической системе, ключи друг друга не дублируют. Король и Королева одной масти — не два человека с похожими характерами, а два разных принципа проявления одной стихии, два оператора одной стихии, персонифицированные человеком. То же самое верно в отношении Рыцарей и Пажей.
Очень интересно! Надо многое осмыслить особенно придворные карты. Но я совершенно под конец запуталась: Рыцарь — это Рыцарь или Король? Я знакома с двумя колодами и в обеих есть Паж, Рыцарь, Королева и Король. А тут у меня что-то все смешалось 🙁
Сегодня будут придворные карты еще раз обговорены. Но могу по вопросу конкретно уточнить, в любой колоде есть Король, Королева, Рыцарь (Всадник) и Паж. Статусы разные, положение при дворе разное, возраст тоже разный.
Просмотри текст ещё разок, начиная с того места, где придворные карты начинают упоминаться. Мне может быть кажется, но похоже там вкралась опечатка — Король назван Рыцарем и получается два Рыцаря. В перечне соответствий стихиям разобраться можно, а вот когда идёт уже сам текст, то путаешься…
Ок, сейчас проверю
Исправила, спасибо тебе за внимательность)