… или мифы о происхождении Новой Зеландии.

Несмотря на то, что принято считать, что первые люди в Новой Зеландии появились в 13 веке, есть гипотеза, что новозеландские края посещались более 2 тысяч лет назад все теми же полинезийцами. Предположение базировалось на находке останков полинезийских крыс, которые якобы имели именно такой возраст.

1

Дело в том, что иным образом, кроме как на человеческих плавсредствах, попасть на острова они не могли: расстояние до Австралии составляет около 1700 км. Как бы там ни было, известно точно, первые поселенцы маори привезли с собой крыс, которыми питались, и собак. Придя «на все готовое», маори, однако, уже имели легенду о происхождении своей новой родины.

Согласно легенде, Мауи, один из полинезийских богов, как-то захотел отправиться со своими старшими братьями порыбачить. Но те, зная его озорной нрав и завидуя его невероятному везению, отказали. Однако Мауи спрятался в рыбацком каноэ, а когда был обнаружен, братья отказали ему в рыбацких снастях. Но Мауи не отчаивался – он использовал крючок, сделанный из челюсти его бабушки, а в качестве наживки – собственную кровь. И вот вскоре у него начался клев, но сам он был не в силах вытащить то, что у него было на крючке. Братья, увидев, насколько тяжело тащить рыбину, испугались и стали просить Мауи отпустить ее, но тот не привык сдаваться и, прочитав необходимые заклинания, вытащил рыбу самостоятельно.
Поняв, что рыба эта необычная, он решил поплыть на берег за колдуном, а братьев попросил постеречь рыбу и ничего с ней не делать. Однако братья не послушались Мауи и стали сдирать с рыбы чешую и бить ее. Рыба забилась в конвульсиях и окаменела, пробоины и порезы превратились в холмы и вулканы. Так появился Северный остров, название которого по-маорийски звучит «Рыба Мауи». Подобная участь постигла и рыбацкое каноэ: оно тоже закаменело и стало Южным островом, а волшебный крючок, за который Мауи вытащил громадину из океана – это маленький остров Стюарт, находящийся близ Южного острова.

2

Этот миф неплохо перекликается с образованием этих, совсем юных по географическим меркам, островов. Около 80 миллионов лет назад от суперконтинента Гондвана начал откалываться кусок суши, который, перемещаясь на восток, стал приобретать очертания современной Новой Зеландии. Спустя 60 миллионов лет благодаря столкновению двух тектонических плит на Южном острове стали образовываться Южные Альпы, на сегодняшний день самые быстрорастущие в мире горы. В этот же период суша стала активно отвоевывать пространство у воды – это сопоставимо с мифическим вытаскиванием рыбы.
Нападки братьев на рыбу, попытки содрать с нее чешую и последующая ее агония – это многочисленные землетрясения и извержения вулканов, которые случаются и в наши дни. Окаменение морского монстра можно сравнить с оформлением формы и ландшафта островов, что случилось максимум 10 миллионов лет назад.

3

Миф привлекателен не только для геологов и палеонтологов, он – лейтмотив для многочисленных поделок народных умельцев, вытесывающих из дерева фигуры Мауи, вытягивающего из воды Северный остров, и весьма популярных декоративных крючков – в память о челюсти бабушки Мауи.

4

Другой миф – миф о происхождении жизни на Земле и самих маори тоже весьма гармонично вписывается в особенности Страны длинного белого облака. Маори верят, что когда-то давно Мать-Земля и Отец-Небо пребывали в таких тесных объятиях, что в мир, находящийся между ними, не мог проникнуть свет, а поэтому в этом темном царстве были только дремучие леса, в которых жили их дети. Когда недовольство отпрысков достигло апогея, они решили разомкнуть объятия своих родителей.
При этом если Туматауенга, впоследствии ставший богом войны, хотел убить родителей, то прочие его братья-сестры склонялись к варианту, предложенному Танемахатой, богом леса: просто разомкнуть родителей, подняв Отца-Небо высоко вверх. Однако ни у кого из будущих богов не получалось разъединить родителей, пока за дело не взялся Танемахата, благодаря которому в мир проникли свет и свежий воздух. Позднее он же создал из земли женщину, и от их союза произошли маори.

5

Однако с тех пор родители стали проникаться печалью расставания – слезы отца превратились в дождь, а грусть матери – в утренние туманы. Таким поворотом событий стал недоволен один лишь отпрыск – бог воздуха Тафириматеа, который свое негодование превратил в бури и ветер, которые нередкие гости в Новой Зеландии.

Автор статьи – Евгений Подлесный.
Источник