Образ домового при внешней простоте – один из самых сложных и многозначных в поверьях почти всех стран мира. Вариаций не счесть.
Мы будем рассматривать Домового именно, как духа-хранителя дома в поверьях восточной Европы, а стало быть таким, каким его знали и наши с вами предки.
Сквозь бездну лет и уйму легенд, Домовой наделялся множеством разнообразных качеств и способностей, «менял» свой облик и имя.
Внешний вид: Внешне домовой чаще всего напоминает крохотного человечка. Часто в образе старичка полуметрового роста и менее, плотного сложения, с пушистой серой бородой.
Домовой очень силён, лохмат, у него длинная голова, а руки — большие с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами.
Иногда его можно увидеть в виде зеркального отражения человека, которому он показался, только тёмного и лохматого. По рассказам крестьян XIX-XX вв., домовой кроме человеческого обличья, предстает и змеей, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньей, ягненком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем (наиболее распространенные облики — змея, уж, петух, кошка, ласка). Упоминается и домовой-заяц.
Кот, кошка — традиционные обличья домового или его спутники: кот — ‘родственник домового’ (Арх.); домовой является в виде рыжей кошки (Костр.). В Ярославской губернии старались держать кошек определенной масти, ‘чтобы угодить домовому’; кошка — ‘любимица домового’ (Том.)
Домовой мохнат (Тульск.); ходит в свитке, подпоясанный, все тело его в белой шерсти (Орл.); домовой мохнат, ‘как саксачий тулуп’ (Урал); он — старик с длинной всклокоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметно хвостом (Волог.)
‘Два брата разделились. Один переселился на новое жилище. Вдруг вскоре после этого соседи заметили, как из прежнего дома выскочил заяц, ударился бежать по улице и пропал на новом жилище. Вскоре дом, из которого выскочил заяц, сгорел, и его владелец переселился к брату’
Лик домового, обращенный не столько к животным, сколько к людям (домовой вещает судьбу обитателей дома), очеловечен, но сохраняет ‘звериные черты’. Часто в поверьях домовой — человек, но обросший шерстью, мохнатый; седой старик, покрытый шерстью (Забайк.); он седой как лунь и весь покрыт волосами (Волог.). На Вологодчине считали, что ‘вид домового бывает весьма разнообразный. Во многих местах толкуют, что он не имеет своего вида, а является в том или другом образе, какой ему вздумается принять: в образе человека, покрытого шерстью (чаще всего), черной кошки, собаки. Вообще же видеть его удается лишь в редких случаях’
Домовой — плотный мужичок в смуром кафтане (по праздникам — в синем, с алым поясом), космат, весь оброс мягким пушком
Имя: Домовой, Дзяд, Хозяин-батюшка, Доброжил, Он, Сам, Чурила, Чур, Доброхот, Дедушка-суседушка; Суседок, Батанушк (на русском севере), Кормилец (в Вологодской области), Некошн (коли не в ладу с хозяином дома); Хлевник, Голбешник, Избной, Подпечник, Подпольник (по местоположению); Пастень, Стень, Глумица (по форме появления); Домовой хозяин, Домовитель, Домовитушко (по роду занятий);
‘За обычай жить в тепле и холе он Жировик; за некоторые привычки — Лизун, Гнетка, Навной’;
‘Слово домовой весьма мало употребительно в народе. Обыкновенно этот дух зовется Кормильцем, Кормильчиком, наконец, Батаманкой’ (Волог.);
‘Имена домового Господарь, Большак, Дед’, Дедко, Дедушко, Братанушко, Доброхотушко, Кормилец, Навной, Хозяин, Хозяинушко характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый ‘хозяин’. ‘За охотливое совместное жительство’ домовой — Суседка. Домового именуют и почетным Другая половина или просто Он, Сам’.
Нрав: Хоть и ворчливый, но всё ж добродушный и весёлый. Хотя, чего греха таить, встречаются и не такие добродушные, их часто называют Некошнами и нрав у них совсем недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако домовой прежде всего ‘судьба семьи’, ‘судьба дома’, переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным, и злым (Волог.); он ‘прихотлив’ (Калуж.); добр, но крайне обидчив (Влад.); он очень капризен, ‘не знать как и угодить ему’ (Волог.); ‘Живя меж людей, домовушки привыкли к людям и обрусели, тоись, от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего — Бог знает…’ (Урал)
Способности: Грамотен в ‘домашних’ науках. Большую часть времени проводит в невидимом состоянии. Способен бороться с нечистью. Пусть не с самой сильной, но кое-какие способности в этом плане есть. Наконец домовой умеет прилично предсказывать судьбу.
Место обитания: Обитаемые жилища, иногда даже редко, но обязательно регулярно, посещаемые. Т.о. домовой привязывается не к жильцам, но к дому, посему он может, как буянить в одиночестве, так и нет — сюжетов и про страдание в одиночестве, и про стойкое перенесение отсутствия человеческого общества не счесть. Считалось, что живёт в углу, за печкой. Варианты: в подполье (под голбцом), на чердаке, за стеной.
Русская печь — излюбленное место пребывания домового: он даже ‘сбрасывает старух с печи, если они постоянно занимают печку. Так рассказывала одна бобылка. Она была больная и не слезала с печи. Домовой ее толкал, только она все время упирается: ‘Не пущу родимый, самой некуда‘. Ну, он взял ее да и сбросил — сам на печку полез’ (Моск.)
В ряде губерний России голбец (голубец), с которым устойчиво связан домовой, — это и пристройка, чуланчик у печи, и нижний этаж избы, наполовину помещающийся в земле; но это и надгробный памятник, в частности, деревянный обруб из бревен, сделанный по длине могилы, иногда покрытый плоской или двускатной кровлей. Отмечены и случаи захоронения в подполье дома (правда, единичные). Так, по сообщению из Заволжья, ‘бывали тоже семьи, которые делали из подполья изб своих, называемого голубцем и служащего вместо домашнего подвала, домашнее кладбище целого семейства’
Происхождение: Существует легенда о происхождении ‘домашней’ нечисти (как, в про чем, и всей иной нечисти; данная легенда имеет много вариаций, но суть примерно одна): Когда Сатана восстал против Бога и тот в наказание сбросил его с небес вместе со всеми непокорными и злыми ангелами, некоторые из них во главе с Сатаной — пролетели сквозь землю прямо в ад. Но иные, не будучи так уж отягощены грехами и злом, в ад не попали, а остались на земле в обликах земной нечисти — леших, водяных, кикимор, русалок… А те, кто был подобрее прочих или раскаялся, уже будучи сброшен с небес, превратились в нечисть ‘домашнюю’. Домовой, как предводитель домашней нечисти, так же появился именно таким образом. Из всех нечистых, он — один из наиболее дружелюбных по отношению к человеку.
Домовым духом может как будто бы стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих, правда, не очень распространенных поверьях XIX-XX вв. можно видеть и отголоски представлений о необходимости ‘строительной жертвы’, и некоторых др. (ср. сохраняющуюся до начала XX в. веру в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть). Бытовали представления, согласно которым любое существо, измеренное мастером-строителем (мерка зарывается под одним из углов будущего дома), умирает, обращаясь в домового, но сохраняя прежние отличительные черты, привычки — например, мяукая и царапаясь, если была измерена кошка, и т. п. (жители Архангельской губернии верили: ‘чтобы закласть дом на чью-либо голову’, плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании дома главным)
Продолжение рода: У домового есть жена — ‘доманя’, и дети — ‘домовёнки’. Но их, в отличие от самого домового никогда не бывает не только видно, но и слышно.
Любит: Рачительный хозяин, любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, коли что не по нраву. Он отчаянно привержен к детям и обожает с ними играть, часто является им в виде плюшевой игрушки.
Любит домашних животных: холит их, расчёсывает шерсть, кормит, поит… Особенно, любит лошадей. По поводу кошек есть разные мнения: одни говорят, что любит он их — переселяясь на новое место, оседлывает кошек, предпочитая котов серой масти; другие говорят — не любит: часто пинает и бросает об пол.
Из еды особо охоч до хорошо просоленной горбушки хлеба. Так же не откажется от молока, конфет, печенья и каши.
Любит сам выбирать себе место жительства в квартире, и уж коли выбрал — так ни в жизнь не уйдёт, будьте снисходительны.
Ещё доброхот большой любитель поиграть со старыми бусами, бижутерией, блестящими пуговицами и старыми монетками.
Не любит: Без людей домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет, кричит… Без человеческого общества домовой лютеет — становиться злым и агрессивным. Увы, таких домовых следует прогонять или, если хватит сил, убивать. Его уже снова невозможно приучить к людям.
Перво-наперво, следует хорошенько запомнить, что домовой не выносит свист и иногда может почти сразу покинуть дом. Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры.
Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить их, давить на них. Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец, соль) — всё это очень мешает домовому бороться против злых сил: Он хоть и считается двоюродным братом чёрта, а всё ж борется с тёмными силами, защищая хозяев дома.
Занятия: Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет… Его основное занятие — забота о доме и домочадцах. Приглядывает, чтобы всё в доме было исправно. Следит за порядком, и создаёт то, что принято называть словом уют. Охраняет от воров. Неоднократны случаи, когда домовой оборачивался хозяином, и набросив на себя хозяйские вещи, выходил прогонять ночных воров.
Практика общения: Домовой сам по себе существо не общительное, но известно немало случаев, когда Он первым заговаривал с человеком. Голос у него не очень внятный — тихий и шелестящий, — но разобрать какие-то слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь предсказать хозяевам. Услышите голос — не бойтесь. Испугаетесь — домовой обидится и больше никогда с вами не заговорит. Лучше взять себя в руки и порасспросить его обо всём подробно. Существует много правил и примет по общению с домовыми. К примеру:
— Домовой плачет — жди беды, смеётся — к счастью;
— Бывает, что посреди ночи наляжет домовой спящему человеку на грудь или начинает душить, так что не продохнуть. Бояться нечего — до смерти домовой никогда не задушит. А проснувшись от тяжести в груди, следует спросить: ‘К худу или к добру?’ Если к добру — домовой погладит ладошкой. Если к худу — стукнет, щипнёт или за волосы дёрнет. Правда, бывали случаи, когда и прямо отвечал;
— Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина — это тоже предупреждение;
— Чтобы дружить с домовым, его принято угощать: первого числа каждого месяца в месте, недоступном вашим домашним животным, идеально — под батарею или на холодильник, подальше от людских глаз ставят тарелочку с угощением. Кашу домового убирают на следующий день и часто скармливают уличным животным, а конфеты держат до следующего первого числа. Так же доброхота принято угощать вином (водку не предлагать) и хлебной горбушкой всякий раз на семейных праздниках. При этом надо говорить: ‘Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое угощенье прими‘. С рюмкой домового все чокаются;
— Коли домовой начал без цели проказничать, его надо пожурить: ‘Такой взрослый дедушка и проказничаешь. Ай-яй-яй!’;
— Если домовой невзлюбит вашу кошку или собаку, то будьте уверены — долго ваш домашний любимец в доме не продержится — как пить изведёт домовой непотребное животное;
— Обратите внимание, иногда ваша пушистая любимица вдруг опрокидывается на спину и начинает махать лапами по воздуху. Это ее щекочет домовой. Иногда кошка, вылизывая себя, встрепенётся и уставиться в пустоту, и смотрит как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой;
— Он помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: ‘Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то…‘. Или: станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: ‘Домовой, домовой, поиграй и отдай‘. Ищите в каждой комнате отдельно;
— В ванную комнату домовые вообще не заходят. А в сельской местности в банях обитают совсем другие существа — банники. Из-за постоянного общения с чернотой, банники становятся злыми и опасными. Чуть-чуть пересидишь в бане, дольше чем надо, и вместо приятной свежести чувствуешь себя опустошенным и бессильным;
— Старые бусы, бижутерия, блестящие пуговицы, старые монетки. Все это сложите в красивую коробочку без крышки и скажите домовому, что это подарок для него, и поставьте в тайное место. Никто не должен трогать коробочку и ее содержимое. Коробочку можно сшить из открыток, склеить или взять готовую и нарядить ее всякими блестящими бумажками, дождиком. Одарите домового денежкой. Обычно это пять копеек одной монетой. Ее кладут в труднодоступное место в доме, нередко оставляют между щелями в полу. В это время говорят: ‘Дедушка домовой! Вот тебе денежка на сапоги и семечки. От души даю, тебе дарю!’;
— Когда строили новый дом, всегда в подпол клали монетку, а то и четыре (по углам) для домового;
— Покидая старую квартиру, на пороге произнесите: ‘Хозяин мой, пойдем со мной!‘ или ночью хозяин должен пригласить его, поставив ему угощенье — ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят: ‘Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет‘. Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со своим домовым благополучье на новом месте вам обеспечено.
Он может в реальной жизни появляться в виде кота, поэтому при переезде на новое место жительства впускают первым это животное, говоря: ‘Вот тебе, хозяин, лохматый зверь на богатое жилье‘. Если в доме есть печь, ей следует поклониться 9 раз, затем к печке поднести кошку со словами: ‘Вот тебе, хозяин, лохматый зверь на богатое жилье‘. Затем изготовить пирог.
Замесить тесто: 800 г муки, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, 200 г сливочного масла, 2 щепотки соли. Испечь булку. Три дня изделие не трогать. По истечении указанного срока вечером накрыть стол для всей семьи, поставить лишний прибор и рюмку. Старший в доме наливает вино, разрезает булку. Одну половину делит на всех, а вторую ставит вместе с рюмкой на столе со словами: ‘Батюшка домовой, меня полюби, охраняй и береги мое добро, прими мое угощенье и вина отпей из полной чаши‘. Если по прошествии суток вино выпито, то долить снова, произнося тоже слова, если нет — то 9 раз попросить своими словами домового принять угощенье. Выполнять ритуал каждое первое число месяца;
— Очень важно здороваться и прощаться с домовым, уважительно называя его ‘хозяином’. Иногда домовой может даже сам открыть вам своё имя — знак безграничного доверия с его стороны;
— Способ примирения с домовым: на выбранное вами место для домового кладется хлеб с солью и ставится чашка с молоком со словами: ‘Соседушко-домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, заведи с ним дружбу, да сослужи легку службу. Вот тебе и место тепленькое и угощенье маленькое‘. Через сутки уберите угощенье;
— Если же Вы, купив дом в новостройке, переехали туда от родителей (или в других случаях, когда нет возможности забрать домового с собой) привлечь домового можно следующим способом: в полночь (если Вы носите крест, повесьте его на спину) поставьте на стол стакан молока и ломоть хлеба и говорите трижды: ‘Хозяин мой, приди ко мне домой, будь всегда со мной, здесь твое жилье. Кормилец-батюшка, приди ко мне в новый дом хлеба здесь кушать, молоком запивать, а нам печали и горя не знать‘ оставьте угощение на столе на 3 дня, а потом в знак любви и уважения доешьте хлеб и допейте молоко, оставленное на столе.
Вполне естественный вопрос — живет ли у Вас домовой — Вы легко разрешите, обратив внимание на то, как неуловимо изменилась обстановка в доме, как стало светло и уютно, как тоска постепенно проходит. После этого поблагодарите его, поставив угощение.
— Есть разные ритуалы по призыву домовых. Например, один из ритуалов очень прост: на новолуние, на молодом месяце нужно открыть окно и прокричать три раза: ‘ Дедушка-домовой, приходи домой. Дом наш убереги да хозяйке помоги. Иди к нам жить, будем тебя любить!’. Вы повторяете это действие три дня подряд, когда луна видна на небе.
Есть и другой способ: на новолуние, когда станете ужинать, поставьте два блюдечка с угощением — в одно налейте немного молока и определите его под печкой или у духовки плиты со словами: ‘Откушай, отпей, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня‘. Во второе блюдце понемножку положите того, что у Вас есть на столе. Когда станете ставить нужно произнести: ‘Закуси-откушай, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня‘. если говорить будете искренне, то домовой непременно явиться и изгонит всевозможную нечисть и останется у вас;
— У Домового есть и особые праздники. Один из них — 7 февраля, день Ефрема Сирина, ‘именины домового’, когда домового ‘закармливали’, оставляли ему еду (кашу на загнетке) с просьбой беречь скот. 12 апреля, в день Иоанна Лествичника, домовой праздновал наступление весны. По словам крестьян, в этот день он бесился, сбрасывал шкуру, подкатывался хозяевам под ноги, бил посуду и т. п. Крестьяне Новгородской губернии считали, что домовой бесится и перед Петровым днем.
В Тобольской губернии говорили, что ‘в ноябре с домовым как с родным: или задабривай или выгоняй’; в некоторых районах России домового ‘ублажали’ в Михайлов день. 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна) домового ‘помелом гнали и помелом метили, чтоб не разорял двор и не губил животных’.
— Увидеть домового в образе еще живого человека — к смерти этого человека, ‘самое явление это, говорят, с того света’ (Яросл.). Домовой — предок рода, обреченный в батраки живущим в доме и каждый раз принимающий облик последнего умершего в семье (Тамб.)
Перед смертью хозяина домовой садится на его место и работает его работу
— В многочисленных рассказах, становится причиной или предвестником неудобств, бед. Он шалит, вредит в избе (топает, кричит, кидает кирпичи, разбрасывает посуду и т. п.) или беспричинно выживает хозяев из дому (в таком случае лучше уйти — Том.); домовой ‘любит посвоевольничать’ (Орл.). ‘Если по ночам что-нибудь постукивает на чердаке, то думают, что в доме завозилась нежить. Это же означает, что домовой выгоняет жильца из дому, что уж нет больше жиры. Когда появится в доме много крыс и мышей — квартирант не уживается долго в нем. Это тоже означает, что напущенная домовым тварь выживает жильцов’ (Арх., Мурм.)
— Если вам не удается договориться с домовым, берите веник и, приговаривая: ‘Выметаю тебя, чужой, вредный домовой, выгоняю‘ — метите полы, заглядывая веником в каждый угол. И так каждый день, кроме пятницы, всю неделю. Хочу предупредить, стоит попробовать все указанные методы воздействия на него, указанные здесь. И пожурить, и поругать, и приласкать, и только если уж ничего не выходит, и он действительно очень злой, тогда выгоняйте, но помните, без домового житье худо.
В заключение стоит добавить, что бытует мнение, будто после разговора с домовым можно онеметь или остаться заикой на всю жизнь.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?