Зелёный человек, Джек-в-Зелени – таинственный персонаж британского фольклора, чьи образы мы находим как запечатленными в легендах и сказках, так и вырезанными в камне на стенах церквей и других зданий: человек, изо рта (а иногда и из ноздрей, щек, углов глаз) которого прорастают листья.
Чаще всего сейчас Зелёного Человека связывают с образом Jack-o-Green, персонажа карнавалов и шествий Майского дня, который входил в свиту Майских Короля и Королевы, наряду с Лордом Беспорядка, Hobby-horse, Шутом и другими весёлыми личностями. Он был полностью обряжен в зелень, так что были видны только глаза и губы, и больше всего походил на быстро перемещающийся, веселящийся, пьянствующий, резвящийся и отпускающий непристойные шутки куст.
Но вообще Зелёный человек – персонаж куда более древний, чем, скажем, церковная архитектура, да и образ его встречается не только на территории Британских островов, но и в других частях Европы. Он – дух леса и всего того, что растет. Он – тот, кто прячется в зелени и смотрит на нас из листвы. Он – воплощение границы между миром растений и миром людей, но в то же время и тот, кто соединяет эти миры воедино. Весной, когда природа просыпается, когда по стволам деревьев движется сок, когда лопаются почки, выстреливая молодыми листочками, — просыпается и Зелёный человек, воплощая в себе начало «зелёной» части года и всю силу растительного мира.
Праздники в честь Зелёного Человека в христианский период слились с праздниками Святого Георгия (23 апреля/6 мая), эти дни в народе стали называть Зелёным Джорджем (Егорием, Ежи etc.), и появление «Зелёного Святого», несущего жизнь и здоровье, приветствовалось ветвями со свежими листьями – чаще всего ему посвящали ивовые побеги, а в других местах ежевику и вербу, из которых сплетали венки и гирлянды, чтобы украсить свою одежду, дома, сосуды для воды и молока, но связан он и с другими растениями – с плющом и виноградом, остролистом и тисом, дубом и терном.
Считалось, что приходя, он наделяет людей и животных той же неудержимой силой, которая заставляет растения в это время бурно идти в рост, на некоторое время стирая границу между силами растений и силами существ из плоти и крови. В других местах он выступает как воин, ежегодно сражающийся и ежегодно же побеждающий зимнего персонажа (это отсылает нас к кельтскому мотиву вечного сражения двух королей – зимнего и летнего, и к более позднему образу Зелёного Рыцаря из артурианских легенд).
Сохранились и обряды, где Зелёного человека, Лесного короля, и его спутницу, Черную Королеву убивают в конце майских торжеств, тут может быть два варианта понимания обычая: либо в жертву приносится его человеческая часть – чтобы его растительная сила могла беспрепятственно разлиться по миру и раствориться в нём, либо именно в этом торжестве принимает участие не Летний Зелёный человек, а Зимний (эту версию подтверждает и то, что его спутница называется Черной – это обычно относится к существам тёмной половины года). Кстати, существует и образная и смысловая связь между Зелёным человеком и мёртвой головой, поросшей зеленью – то, что было живым, даст силу растениям, которые, в свою очередь, напитают живых.
Кроме человеческой формы Зелёного, сохранились и мотивы, где он выступает не человеком, а зверем, из которого прорастают листья. Животные эти как правило либо священны для данной местности, либо обладают общепризнанной силой – сохранились изображения прорастающих листьями вепрей и львов, быков, волков и драконов, сохранилось и изображение оленеголового рогатого человека, увитого зеленью. Тут можно усмотреть связь с тем, что Зеленый Человек – один из ликов лесного божества, покровительствующего жизни вообще и животным в частности, — Рогатого Бога.
Как одно из лесных существ, Зелёный человек – это оживший лес, все тени, мелькающие среди стволов, все лица, читающиеся в коре, взгляды из густой листвы, шорох и шаги за сплетением ветвей, все существа, таящиеся в чаще. Кроме Зелёного Человека существует и множество других, принадлежащих лесу, образов: наши лешие, лесные хозяева и другие лесные духи, греческие дриады, средневековый Дикий человек (Woodwose), соединяющий мир людей с миром животных, так же как Зелёный соединяет людей с растительным миром.
Еще один образ — Дикий Пастух, лесное божество, берегущее как свои, дикие стада, так и принадлежащие людям. Тут нет противоречия: у кельтов, например, стада свиней не были полностью одомашнены, и паслись в лесах, куда их и сопровождал пастух, проводящий в лесах вместе с животными все «зелёное» время, всю светлую половину года, добывая себе пропитание самостоятельно. Такие пастухи, даже вполне человеческого происхождения, стояли несколько за пределами человеческого общества (также, например, как скитающиеся в лесах безумцы-гельт), и их образы нередко сливались с образами волшебных, потусторонних существ, причем иногда их воспринимали как мудрых отшельников, а иногда – как зловещих колдунов.
В Германии образ лесного человека также превратился в пугающий: Рупрехт Нахт (Ночной Рупрехт), существо из веток, палок и листьев, жил в тёмном лесу и крал стариков и младенцев себе на обед, другой германский же лесной персонаж, Питер Шварц (Чёрный Питер) – воровал молодых девиц. Впрочем, их обоих считали почти божествами даже в христианский период, и сохранились и легенды о том, что они одаривали тех, кто их почитает.
Все эти существа, как и сам Зелёный Человек, считаются еще и хранителями лесов, препятствуя кому-либо наносить лесу ощутимый вред.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?