Он смотрел на мистера Нанси, старого негра с тоненькими усиками, в спортивном клетчатом пиджаке и лимонно желтых перчатках, скачущего на льве с карусели, который то поднимался то опускался и в то же время на том же месте он видел расцвеченного драгоценностями паука ростом с лошадь, с глазами, похожими на изумрудные туманности, и, пристально глядя на него, паук важно поднял длинную ногу; одновременно Тень глядел на исключительно высокого человека с кожей цвета тикового дерева и тремя парами рук, в тиаре из страусовых перьев, с лицом, раскрашенным красными полосами, и скакал этот человек на рассерженном золотом льве, двумя руками вцепившись в черную гриву зверя; он видел и чернокожего мальчишку в лохмотьях, левая нога у которого распухла и в ране ползали черные мухи; и за всеми этими личинами Тень видел крохотного коричневого паучка, притаившегося под пожухлым желтоватым листом.

И проникнув за эти обличья, Тень понял, что они есть одно.

— Если ты не закроешь рот, — сказали существа, бывшие мистером Нанси, — туда кто нибудь залетит.

Нил Гейман «Американские боги» 

 Ананси является одним из важнейших божеств пантеона Западной Африки. Он обычно изображается в самых разнообразных формах: паука, человека или комбинации этих двух образов. Что неудивительно, ведь само слово «ананси» означает «паук» на аканском.

Ананси — культурный герой по функциям и трикстер по своей природе (типа Койота сервероамериканских индейцев), т.е лгун, врун и обманщик, который любит истории (и рассказывать, и сочинять) и розыгрыши. Его также называют самым древним существом на Земле, приписывают создание Солнца, звезд и Луны, изубретение основ ведения сельского хозяйства. Это помимо того, что он еще выполняет кучу мелких поручений своего отца Ньяме* (например, приносит дождь на землю, чтобы остановить пожары). Его мать зовут Асасе Я. Согласно некоторым рассказам, его жена известна как госпожа Ананси, дева Ананси, Шри-Мария, но в общем употреблении она практически всегда встречается как Асо. Есть версия, что тетушка Нэнси карибских вудуистов воплощает в себе женскую суть Ананси.

ананси4

Считается, что легенды об Ананси произошли из племени Ашанти (сейчас государство Гана в Африке). Они позднее распространились в других аканских группах, а оттуда в Вест-Индию, Суринам и Нидерландские Антильские острова. На Кюрасао, Аруба и Бонэйре он известен как Нанзи. В других племенах его еще называют Дидобе или Заколо. А вот еще варианты его наименований:

Annancy или Anancy — Ямайка, Гренада, Коста Рика, Колумбия, Никарагуа

Anancyi

Ananansa

Ananse

Aunt Nancy — Южная Каролина

Hanansi

Kompa Nanzi — Нидерландские Антилы

Compé Anansi

Kweku Anansi — племя акан

Nansi

Anansi или Anansiil

B’anansi — Суринам

Ayiyi

Kacou Ananzè .

Однако, какие бы имена не носил этот паучок, он всегда выступает как умный, хитрый, иногда жестокий победитель любых споров и словесных схваток.

Единственный раз, когда самого Ананси обвели вокруг пальца, был, когда он попытался украсть пищу и прилип к смоле. Этот рассказ существует в массе фольклорных контекстов у африканских племен. Лучше всего этот эпизод известен в рассказе про братца-кролика, который можно встретить в история Дядюшки Римуса. Сюда он попал из африканских рассказов, которые укоренились на юге США. Конечный вариант адаптации можно увидеть в фильме студии Уолта Диснея 1946 года «Песня Юга» . Впрочем, любители советских мультфильмов тоже с ним знакомы.

В мирах компьютерных игр сущестует целая раса ананси — пауков-оборотней. Они обитают в мире Тьмы (World of Darkness).

 

Ананаси различают две разных породы: арахнид и хомид. Метисов среди пауков-оборотней просто не существует. Из-за того ли это, что спаривание двоих пауков оказывается бесплодным, или потому что любое «дитя», рожденное от подобной пары, или умирает или убивается при рождении, Ананаси не сообщают.

  • Хомид — Хомиды Ананаси, рожденные от одного человеческого родителя, начало своей жизни проводят почти так же, как и большинство человеческих детей. Однако, с приближением своего Первого Изменения, они замечают значительные различия между собой и своими человеческими друзьями. К тому моменту, как они проходят трансформацию, они обычно уже готовы и спокойны. В отличие от архнидов, они уже обладают тем преимуществом, что у них уже хватает массы, наобходимой для поддержания их новых форм.

 

  • Арахнид —Ананаси, рожденные от спаривания с пауком, появляются из яйцесумки. Они должны в буквальном смысле отъесться до размеров, которые позволят им выдержать изменение формы, обычно они пожирают своих собратьев по яйцесумке и других пауков поблизости, пока не достигнут необходимого размера.Ананаси-арахниды обычно выглядят так же, как и местная популяция пауков, и эти отличительные признаки проявляются во всех формах, кроме Хомида.

Ананси, рождённые людьми, могут испытывать такие же трудности, приспосабливаясь ко множеству глаз и ног, как Ананаси, рождённые пауками, приспосабливающиеся к явным ограничениям человеческого облика. Во всех формах, кроме Хомида, у Ананаси множество глаз. В большинстве форм у Ананаси множество конечностей.

У Ананаси имеется четыре формы, каждая из которых всерьез отличается от других:

  • Хомид (Homid): Эта форма снаружи напоминает человеческое тело размером, формой и иными внешними физическим характеристиками. Однако, эта форма в некоторых смыслах отличается от человеческой. После Метаморфоза человеческое тело проходит несколько изменений. Его внутренние органы больше не являются в точности человеческими: изменяется химия крови; имеются рудиментарные клыки и педипальпы во рту; меняются легкие, сочетая обычные человеческие с разновидностью тех, что имеются у пауков. Не смотря на эти изменения, форма Хомид взамиооплодотворяется с обычными людьми.

 

  • Лилиан (Lilian): Эта форма служит в качестве основного боевого облика Ананаси. Сочетая характеристики человека и паука, форма Лилиан кажется одновременно и грозной, и неприятной. Хотя конкретная внешность варьируется индивидуально,Ананси в форме Лииан обладают несколькими общими характеристиками. Появляется экзоскелет, радикально меняется мускулатура, система циркуляции жидкостей больше напоминает паучью. Вариации формы Лилиан могут включать в себя дополнительные конечности, человеческую голову на прямоходящем паучьем теле, паучью голову на прямоходящем человеческом теле в твердом панцире, или любое иное сочетание человека и паука. Ананаси могут видоизменять свою форму Лилиан с помощью практики и потребления определенных типов пауков, дающих им желаемый облик.

 

  • Пифус (Pithus): Форма Пифус уАнанасипохожа ни на что иное, как на гигантского паука. Вес паука-оборотня увеличивается наполовину, так что Ананаси, в человеческом облике весящий 120 фунтов, становится 180-фунтовым пауком. Физические изменения включают в себя смешение паучьих и человеческих органов, в том числе и легких. Плоть и хитин становятся крепче и мощнее. Система циркуляции становится более гидравлической, позволяя Пифусу распределять вес и увеличивать силу там, где она требуется больше всего. Форма Пифус идеально подходит для создания паутины, обладающей силой упругости стали.

 

  • Ползуны (Crawlerling): «форма» Ползунов связана с рассыпаниемАнанасина сотни пауков обычного размера, равных по массе человеческому весу Ананаси. Когда Ананаси принимает эту форму, он обычно назначает несколько пауков в качестве лидеров, а остальных — их последователями. «Лидеры» наделены совокупностью памяти и сознания Ананаси и направляют движение своих последователей. Эта форма лучше всего подходит, чтобы убегать, прятаться или скрытно прокрадываться. Если хотя бы несколько пауков-ползунов выживут, Ананаси в итоге может воссоздать себя, потратив время и обильно поглощая пауков для восстановления своей массы. Если «лидер» умирает, вместе с ним умирает и часть воспоминаний, содержащихся в этом пауке. Если погибают более 30 процентов Ползунов, восстановленный Ананаси может выглядеть (и вести себя) совсем иначе, нежели изначальный индивидуум. Ползуны могут плести паутину, как и обычные пауки.

 

Джасинта сделала глубокий вдох и выпустила его во взрыве, рассыпав свое тело на тысячи мелких паучков, каждый из которых принялся взбираться по стене здания и побежал к подоконнику, который предоставил им достаточно места, чтобы проникнуть внутрь сквозь мельчайшие щели в оконном переплете. Пока онаони приближались к окну, Джасинта поняла, что внутри уже идет бой. Там был ее соперник — и кто-то еще.

Проползя сквозь трещины, передние Ползуны, составлявшие часть тела Джасинты, увидели похожий на Чужого облик-Лилиан Карвера, сражающийся против существа с волчьей головой и огромным, покрытым мехом телом, увенчанным смертоносными, кинжалоподобными когтями. В воздухе вокруг себя она могла учуять феромоны ярости заодно с редким запахом — страхом Карвера. Хатар был тяжело ранен, глубокие разрезы на его панцире обнажили мягкую, уязвимую плоть. Одна из его рук оторванной лежала на полу.

Всё, что нужно было сделать Джасинте — это уйти, и ее враг погиб бы от когтей и клыков сторожевого пса Геи. Вместо этого она отправила нескольких своих Ползунов в дальний угол, где они смогут оставаться непотревоженными и незамеченными на случай, если им придется убегать, спасая свои (и её) жизни.

Оставшиеся Ползуны взобрались вверх по стене и на потолок, прямо над вервольфом. Они собрались вместе, сливаясь в гигантскую версию паука, выбранного Джасинтой, неброского, но смертоносного коричневого отшельника. Она быстро воспользовалась кровью, полученной в ходе последнего кормления, размотав ее в виде огромной бесформенной паутины, нити которой практически невозможно разорвать. Она сбросила паутину прямо на вервольфа, связывая рычащего зверя ее стальными жгутами.

— Вперед! — прошипела она Карверу и присоединилась к атаке на временно пойманного вервольфа. Все закончилось быстро; вервольф не смог противиться огромным дозам яда двух ананаси. Как только он прекратил сопротивление, всё, что оставалось, это медленно выпить его полную жизни (и потрясающе вкусную) кровь.

Источник: Бестиарий