«— Чернобурка? Это лиса, что ли?
— Лиса… Девятихвостая. Оборотень. Тыщу лет прожила! Такое творила… Не одна сотня мужиков по ее милости раньше срока окочурилась! …Да и то сказать: замки заперты, решетки целы, а Чернобурки нет! Кто виноват? …Я, что ли, ее стеречь должен?! Я только приказ об аресте оформлял! Вот, грозятся устроить мне земное перерождение, чтоб я ее и ловил! А почему я? Сексуальные преступления — это вообще не по моему ведомству!»
Г.Л.Олди «Мессия очищает диск»

кицунэ2

«Для обычной зоологии китайский лис не очень отличается от остальных, но это не так для зоологии фантастической. Статистика указывает, что продолжительность его жизни колеблется от восьмисот до тысячи лет.» В китайской сказочной традиции лис в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, а когда ему исполняется 1000 лет — попадает на небо и становится небесной лисой (тремя звёздами в созвездии Скорпиона; здесь можно вспомнить также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»).

кицунэ1

Если сравнивать китайского лиса (и японского кицуне как его локальную разновидность) с иными видами оборотней, то его следует поместить где-то между кровожадными западноевропейскими Вервольфами и добродушными японскими тануки (в сугубо японском раскладе — между бакенэко и тануки). Ибо, с одной стороны, в Китае «считается, что это существо приносит несчастья и что каждая часть лисьего тела имеет волшебное назначение. Ему достаточно ударить хвостом об землю, чтобы вызвать пожар… Он хитер, осторожен, скептичен. Находит удовлетворение в мелких хитростях и бурях». Вместе с тем, лисы могут предсказывать будущее и оказываются связанными странными узами с людьми, которые живут на той же земле, что и лисы-оборотни. По крайней мере, в Японии верят, что люди, живущие на одной территории скицуне (таких людей называют кицунэ-моти), находятся под их защитой. Любого, кто даже повысит голос на кицунэ-моти, ждут несчастья и недуги — помимо способности перевоплощаться в людей, лисы могут насылать болезни и сводить с ума.

кицунэ4

В Китае и Японии существует множество легенд о кицунэ. В «Книге вымышленных существ» Х.Л.Борхеса приведена одна из них:

«Ян увидел двух Лисов, стоявших на задних лапах и опиравшихся о дерево. Один из них держал в передней лапе лист бумаги и скалился, как от хорошей шутки. Ян попробовал их испугать, но они оставались спокойными. И тогда он выстрелил в тогоЛиса, который держал бумагу. Ранил его в глаз и отобрал бумагу. В трактире Ян рассказал о своем приключении остальным посетителям. Пока он говорил, вошел один господин с раненым глазом. Он с интересом слушал рассказы Яна, а потом попросил, чтобы тот показал ему бумагу. Ян вознамерился показать, но тут хозяин корчмы заметил у нового гостя хвост. «Это Лис!» — закричал хозяин, и гость сразу же превратился в Лиса и убежал. Лисы несколько раз пробовали вернуть бумагу, покрытую таинственными знаками, но безрезультатно. Ян решил идти домой. По дороге он встретил свою семью, шагавшую в столицу. Родные сказали Яну, что согласно его приказу, они продали все имущество. Ян смотрел на письмо, где будто бы был написан приказ, и видел только лист чистой бумаги. И хотя родной дом уже принадлежал чужим людям, Ян приказал возвращаться.
Однажды появился младший брат, которого все считали покойником. Брат спросил о семейном несчастье, и Ян рассказал ему всю историю. «Ах, — сказал брат, когда услыхал о Лисах, — в этом и есть корень беды». Ян показал бумагу Лиса. Брат выхватил лист из рук Яна и поспешно спрятал. «Наконец я нашел утрату!» — закричал он и, превратившись в Лиса, исчез.»

В Китае лисы обычно принимают образы стариков, или невинных юношей, или ученых. Хотя не всегда, ой, не всегда…

— …У нас поверье есть в роду старинное… Будто, знаете, в годы под девизом правления «Глубочайшее возвышение»… ну, где-то пять веков назад… досточтимый предок Ци Мо-ба, тогда еще совсем юный студент… был так отчаянно беден, что не мог платить… ни за обучение, ни за певичек из веселых кварталов… Он, однако, был чрезвычайно талантлив и добродетелен… самый талантливый и добродетельный юноша в своей деревне он был… И вот… к нему явилась будто бы в виде очаровательной юницы местная лиса… и предложила себя как любовницу и наставницу.
Адриан помолчал, собираясь с мыслями.
— А через каких-то два года досточтимый предок сдал первый экзамен, потом поехал в область, там тоже добился успеха… сразу получил должность начальника уезда и прославился… и лиса все это время жила с ним и помогала ему. С предка Ци Мо-ба и пошли известность и благосостояние нашего рода…
Хольм ван Зайчик «Дело лис-оборотней»

кицунэ5

А вот японские кицуне больше предпочитают превращаться в женщин (правда, лисьи хвосты остаются, как ни крути). Оборотничество лис, как уже упоминалось, связано с их возрастом:
«…достигнув пятидесяти лет, лиса может превращаться в человека; в сто лет — обретает способность узнавать, что делается за тысячу ли от нее; в тысячу лет — способность общаться с Небесами. Справиться с такой лисой человеку не под силу. Нрав же у нее непостоянный, превращения бесконечны, и обольщать она умеет… собираясь превратиться в женщину, лиса берет теменную кость умершей женщины; если же лис желает превратиться в мужчину, он берет такую же кость, но мужскую. Возложив эту кость себе на макушку, они принимаются кланяться луне. Ежели превращению суждено совершиться, кость удержится на голове при всех поклонах. Ну а коли не удержится — значит, не судьба!» В общем и целом, на Востоке лис-оборотней уважают, ибо они считаются зримым воплощением Инари* и почитаются в качестве его посланцев (цукаи). Как и тануки, лисам ставят статуи, особенно их много, понятно, у святилищ Инари. Кроме того, считается, что после смерти души людей переселяются в лисов. Ведь их норы находят неподалеку от кладбищ.

«Обнаженную женщину волоком потащили…, и странное дело: с каждым шагом тело ее менялось, сжимаясь, обрастая густой шерстью, уменьшаясь в размерах, — превращаясь в черно-бурую лисицу о девяти хвостах, а та истошно скулила и норовила лизнуть лапу…»
Тот ищущий знания о лисах-оборотнях, который не боится матерщины и слов типа «симулякр», может ознакомится практически с трактатом о физиологии и магистике данных существ за авторством В.Пелевина под названием «Священная книга оборотня»

Источник