«Как ни странно, историки искусства, обычно очень тщательно изучающие цветовую гамму, никогда не задаются вопросом:почему эти статуи темного цвета? впрочем, и духовенство не проявляет особого интереса к данному вопросу. Разговоры о странном происхождении материала этих статуй сразу приводят к вопросам о языческом происхождении христианства, документальном наследии тамплиеров, Крестовых походах против катар и многих других еретических событиях.Темный цвет статуй Черной девы игнорируется священной церковью, которая часто ссылается на воздействие свечной копоти или просто художественной прихоти мастеров. Жан Турниак, изучавший данную проблему, писал : «Черная Дева, Белая Дева — первая спрятана от глаза, вторая — открыта.Одна дополняет другую, и излишне говорить, что обе олицетворяют Священное женское начало первобытного наследия».
Тим Уоллес-Мерфи » Тайный код символов»
Меня, как ведьму современную и образованную, всегда интересовал вопрос — насколько достоверно то, что считается сохранившимися до наших дней традициями ведовства. И что вообще могло сохраниться и в каком виде? Как миф, как религия, как сказка, как искусство врачевания, или как обрядность, народный обычай, заговор, песня? Существует мнение, что ведьмовство было своеобразной религией природы, которая обьединяла мудрых женщин по всей Старой Европе. Но по-моему, это все равно, что сказать, что все нынешние экстрасенсы принадлежат к одной вере, или знаменитые «дети индиго» тоже почитают какого-то своего отдельного бога. Да, «были люди в наше время» — и всегда есть, те, кто отличаются от всех, но это разрозненные единицы, которые к тому же не стремятся быть обьединенными с кем-то, или вообще, скрывают свои способности. О какой общей религии может идти речь? Вот я и думаю, где же спряталось то, во что верили и чему поклонялись древние ведуньи?
Поскольку наиболее вероятно, что это были женские божества, помогающие главным образом в родах, в создании семьи и ведении домашнего хозяйства — Богини-Матери древних кельтов — где спрятали во время прихода христианства и в каком образе могли они дойти до нас.Общеизвестно, что христианская церковь, по примеру римлян, завоевывавших новые территории для своей империи, искажала историю целых народов и обесценивала религиозные традиции языческих религий.Этот процесс подкреплялся включением языческих празднований в христианский календарь: Пасха произошла от праздника Астарты — финикийской богини любви и плодородия, день Святого Иоанна Крестителя заменил более ранний языческий праздник летнего равноденствия, а празднование зимнего равноденствия переросло в день рождения иранского, а затем римского Митры, а ныне отмечающийся как Рождество 25 декабря. Вот я и подумала — да простят меня истинно верующие христиане — что древних Богинь нужно искать в церквях и соборах, а также у освященных источников, колодцев,чудотворных камней, холмов и перекрестков, потому что нигде более не смогли бы они сохраниться до нашего времени, хоть и в обличье христианских святых и самой Мадонны.
Наиболее таинственным и наиболее сохранившим языческие черты мне показался культ Черных мадонн, существующий по всей Старой Европе, от солнечной Испании до ревностно-католической Польши.
Самая знаменитая черная мадонна находится во Франции, в Шартрском соборе и по легенде, еще друиды установили здесь, в гроте на священном холме Карнунтум, женскую фигуру темного цвета, олицетворяющую деву, готовящуюся к рождению ребенка. Мадонна из Шартра описана моим любимым Фулканелли как воплощение египетской Исиды. Мне такая версия происхождения черных мадонн кажется наиболее вероятной — потому что культ Исиды в Европу был принесен так же римлянами и распространен до самой Британии.
Бритты и галлы во Франции поклонялись Богиням-Матерям, или Триединой Богине (девушка, женщина, старуха), и культ еще одного женского божества мягко вписался в их сознание. С приходом христиан возникла необходимость видоизменить этот культ, сделать его удобоваримым для церкви — и черные фигуры поменяли имя, но не поменяли суть.Черные Мадонны по прежнему защищали женщин, исполняли желания, исцеляли и помогали рожать и растить детей. В современных туристических путеводителях приводятся, опять же, более-менее приемлемые и для материалистов, и для христиан, обьяснения черного цвета фигур — дерево, якобы, потемнело от времени. В винодельческих районах Франции говорят, что Мадонна с Исусом защищают виноградники, целыми днями на палящем солнце берегут урожай — вот и загорели, до черноты. Смешно, конечно.
Фулканелли обьясняет черный цвет совсем на другом уровне — алхимическом и метафизическом: чернота — это первичная материя, из которой происходит все и вся, и которая есть первейшим материалом и начальной ступенью для всех алхимических превращений. А поскольку алхимия, это не просто обретение философского камня, как возможности разбогатеть, но путь посвященных, трансформирующих материальное в духовное, преображающих свою душу, для соединения с божественным — становится понятным, насколько на самом деле символичны и многозначны эти черные матери, несущие в себе и рождающие новую жизнь, как грубая земля рождает прекрасные цветы. Вобщем, если когда-нибудь я и вздумаю поклониться каким-то христианским святыням — то это будут именно Черные Мадонны, которые для меня остаются олицетворением Великого Женского Начала, которое так безжалостно не допустили в Святую Троицу.Еще одна, абсолютно не логичная на мой взгляд аксиома христианства — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, а Мать где-нибудь там, сбоку подоткнем, что бы не путалась под ногами… Хотя по всем законам Природы, для рождения сына необходимы два начала — женское и мужское, отец и мать. Еще раз прошу прощения у верующих, но Святому Духу в этой ситуации остается только свечку держать…Наверное, более естественно было бы обожествлять Святую Троицу как Бога-Отца, Богиню-Мать и Бога-Сына…или, может лучше — Дочь?
И еще цитата из Фулканелли «Тайны готических соборов» — вот где кладезь эзотерики и символизма.
«Как в человеческом сердце есть тайные уголки, также и в соборе есть скрытые помещения. Расположенные под землей, они, все вместе составляют крипту (от греческого KruptoV, скрытый).
Попавший в это сырое и холодное помещение испытывает необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы. Здесь мы в царстве мертвых, как, например, в соборе в Сен-Дени, где похоронены известные люди; как в Римских катакомбах, кладбище христиан. Каменные плиты; мраморные мавзолеи; склепы; осколки истории, фрагменты прошлого. Мрачная, давящая тишина наполняет своды помещения. Суетные звуки окружающего мира здесь не достигают нашего слуха. Сможем ли мы выйти из этой пещеры циклопов? Где мы; на пороге дантовского ада или в подземных галереях, так радушно встречающих первых мучеников? Все загадочно и страшно в этой тишине теней…
Нас окружают многочисленные огромные колонны, иногда сдвоенные, крепко стоящие на широких опорных плитах. Тяжелые шероховатые формы, где легкость и богатство уступают место прочности и устойчивости. Напряженные усилием мышц, которые несут на себе вес огромного сооружения. Молчаливая несгибаемая воля находится в непрерывном напряжении, противодействующем разрушению. Телесная сила, которую древний архитектор смог вложить в эти каменные глыбы, превратила их в стадо толстокожих ископаемых, выгибающих свои костлявые спины, вытягивающих каменные животы под непомерной тяжестью. Реальная, но тайная сила, которая проявляется скрыто, в тени, удерживая фундамент сооружения. Таково впечатление от посещения готических крипт.
Некогда в этих подземных комнатах стояли статуи Исиды, которые с приходом в Галлию христианства, стали теми самыми Черными Девами, которых до сих пор народ окружает совершенно особенным почитанием. Впрочем, и те и другие выражают одно и то же Virgini pariturae; Деву, которая должна родить. Ш. Бигарн* рассказывает о нескольких статуях Изиды, выражающих тот же самый смысл. Пьер Дижоль в своей работе: «Общая библиография оккультизма» пишет: «Уже ученый Элиас Шадиус отметил в своей книге De dictis Germanicis следующую подпись под иконой: Isidi seu Virgini ex qua filius proditurus est. **
——————-
*Ch. Bigarne, Considarations sur lе Cult d’ Isis chez les Eduens. Beaune, 1862.
** Исиде или Деве, от которой родился Сын.
——————-
Следовательно, иконы с изображением Изиды не имеют никакого христианского смысла, который экзотерически им приписывается. Изида до зачатия, — пишет Бигарн, — в виде скульптурных изображений дохристианского периода в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, которую лучи солнца скоро оживят. Это также мать богов, как свидетельствует Камень: Matri Deum Magnae ideae. Лучше нельзя раскрыть эзотерический смысл наших Черных Дев. Они фигурируют в герметической символике, как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, «плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень».
В наше время осталось мало Черных Дев. Мы перечислили несколько наиболее известных. В Шартрском соборе их две: одна, известная под именем Подземной Богоматери (Notre-Dame-sous-Terre), находится в крипте, где она сидит на троне, на основании которого написано: Virgini pariturae; другая, которая носит название Богоматерь-Защитница (Natre-Dame-du- Pilier), находится в нише. Витковски пишет, что к ней приходит огромное количество паломников. Далее он пишет: «Каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов паломников, как пьедестал св. Петра в Риме или колени Геркулеса, почитаемого язычниками в Сицилии». Чтобы уберечь скульптуру от слишком пылких почитателей, она даже была обнесена оградой в 1831 году. Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства», как говорится об этом в местных хрониках. Современное же изображение датируется концом XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в неизвестное время и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая сгорела в 1793 году.
Черная Дева собора Нотр-Дам дю Пюи представляет собой треугольник, за счет своего одеяния, которое плотно окружает шею и без единой складки расширяется книзу. Это одеяние разрисовано виноградными лозами и снопами пшеницы, — евхаристическими символами хлеба и вина, — и окрывает на уровне живота голову Младенца, также увенчанную короной, как и его мать.
В соборе Нотр-Дам-де-Конфессион находится знаменитая Черная Дева из крипты Сен-Виктор в Марселе и являет нам прекрасный образец древней манеры ваяния, дородной, обширной и мягкой. Эта фигура, полная благородства, в правой руке держит скипетр, а голова ее увенчана короной с тремя зубцами (см. ил. I).
Богоматерь из Рокамадура, служившая объектом паломничеств уже в 1166 году, чудотворная мадонна, традиция изготовления которой восходит к еврею Закхею, главе откупщиков Иерихона, находится сейчас в часовне Девы, построенной в 1469 году. Это деревянная скульптура, почерневшая от времени, облаченная в платье из серебряных пластин, которые соединены источенными осколками. «Слава Рокамадура восходит к легендарному отшельнику св. Аматеру или Амадуру, вырезавшему из дерева статую Девы, которой приписываются многие чудеса. Рассказывают, что Аматер — это псевдоним откупщика Закхея, обращенного в истинную веру Иисусом Христом; придя в Галлию он проповедовал культ Девы. В этом состоит древняя сила Рокамадура; однако, большую популярность у паломников это место приобретает не ранее XII-го века».*
Черная Дева церкви Сен-Блез в Виши известна с древнейших времен, как говорит живший в XVII веке общинный священник Антуан Гравье. Археологи датируют эту скульптуру XIV веком, но так как Сен-Блез была частично построена лишь в XV веке, аббат Алло, указавший нам на эту скульптуру, считает, что раньше она находилась в часовне Сен-Николя, построенной в 1372 году Гийомом де Ам.
———————
* Lа Grande Encyclopedie, t. XXVIII, р. 761.
———————
В церкви Геоде, называемой еще Нотр-Дам-де-ла-Сите, в Кампере, также имеется Черная Дева.
Камиль Фламмарион* рассказывает нам о подобной скульптуре, которую он видел в подвале Обсерватории 24 сентября 1871 года, то есть два века спустя после первого термометрического наблюдения в 1671 году. «Колоссальное сооружение Людовика XIV, — пишет он — возвышающееся на двадцать восемь метров и с подземельями такой же глубины. В углу одной из подземных галерей можно заметить статую Девы, находящуюся там с 1671 года, на пьедестале выгравировано ее название: Notre-Dame de dessoubs terre (Подземная Богоматерь).» Эта малоизвестная Парижская Дева, олицетворяющая собой тайное учение Гермеса, кажется копией шартрской Девы, блаженной подземной Богоматери.
Еще одна интересная для герметиста деталь. Во время церемоний процессий Черных Дев, жгли свечи только зеленого цвета.
Что же касается статуй Исиды, — мы говорим о тех, которые избежали христианизации, — то они еще более редки, чем Черные Девы. Витковский** указывает нам одну из них в соборе Сен-Этьен в Метце. Он пишет: «Это скульптурное изображение Исиды было обнаружено в старинном монастыре. Оно представляет собой обнаженный бюст очень худой женщины; ее голова закрыта вуалью. Сама скульптура выкрашена в красный цвет, а ее одеяние — в черный… Аналогичные скульптуры были в Сен-Жермен-де-Прэ и в соборе Сент-Этьен в Лионе»
———————
*Camille Flammarion, L’Atmosphere. Paris, Hachette, 1888, р. 362.
** L’Art profane а L’Eglise. Etranger. р. 18.
———————
Культ Исиды, которая, по сути, является египетским аналогом Цереры, был очень таинственным. Нам известно только, что праздник богини отмечался каждый год в городе Бузирис и что ей жертвовали быка. «После принесения жертвы, — пишет Геродот, — все присутствующие мужчины и женщины начинают наносить себе жестокие удары. Зачем они это делают? Я думаю было бы кощунством спрашивать об этом». Греки, также как и египтяне, хранили в тайне культ Цереры, и о нем мы также не знаем ничего, что могло бы удовлетворить наше любопытство. Разглашение непосвященным его обрядов каралось смертью. Преступлением считалось даже слушать об этом. Входить в храм Цереры, также как в Египте в храм Исиды, разрешалось только получившим посвящение. Однако то, что мы знаем, позволяет нам предположить, что культ Цереры должен быть связан с Герметическим Знанием. В самом деле: мы знаем, что у жрецов культа было четыре ступени: Иерофант, который обучал неофитов; Светоносец, который представлял Солнце; Вестник, представлял Меркурий; Жрец Алтаря, который представлял Луну. В Риме праздник в честь Цереры (Cerealies) отмечался 12 апреля и продолжался восемь дней. Во время процессий несли яйцо, символ мира, и приносили в жертву свиней.
Выше мы уже говорили, что камень Света (pierre de Die), изображающий Исиду, представляет ее как мать богов. Этот же эпитет относится к Рее или Кибеле. Два божества оказываются, таким образом, в близком родстве, и нам кажется, что имеет смысл рассматривать их, как два выражения одного, принципа. Шарль Винсан подтверждает эту точку зрения описанием барельефа, изображающего Кибелу в церкви Пеннеса (Буш-дю-Рой) с подписью: Matri Deum. «Этот интересный барельеф, — пишет он, — исчез около 1610 года, но он описан в «Сборнике» Гроссона (стр. 20)». Странная герметическая аналогия: в Пессинунте во Фригии поклонялись Кибеле, символом которой служил черный камень, про который говорили, что он упал с неба. Фидий изобразил богиню, сидящей на троне между двух львов, увенчанную короной, с которой спускалась вуаль. Иногда ее изображают держащей ключ и готовой отбросить вуаль. Исида, Церера, Кибела, — три головы под одной вуалью.»
Еще о Черных Мадоннах из литературы «вокруг да около Дена Брауна» — Саймон Кокс,
«Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна «
Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».
Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.
Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.
Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.
Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.
Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.
Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.
Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.
Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?