— Послушай. Вначале был Лис, и Волк был ему брат. Лис сказал: «Люди станут жить вечно. Если они умрут, то не навсегда». А Волк сказал: «Нет, люди буду умирать, люди должны умирать, все живое должно умирать, иначе они размножатся и покроют весь мир. Они съедят всех лососей, бизонов и карибу, съедят все тыквы и всю кукурузу». Настал день, и Волк умер и сказал тогда Лису: «Скорей воскреси меня». А Лис ответил: «Нет, мертвые должны оставаться мертвыми. Ты убедил меня». И говоря так, он плакал. Но он это сказал, и это были окончательные его слова. И потому Волк правит миром мертвых, а Лис всегда живет под солнцем и луной и по сей день оплакивает своего брата.
Гейман Н. «Американские боги»
— Я не хочу Рагнарёк, я хочу фыр-фыр-фыр!
Фенрир — гигантский волк из скандинавской мифологии, противник богов, один из трех хтонических сыновей бога Локи (наряду со змеем-драконом Ёрмунгандом и богиней умерших Хель), отец волчьего племени и двух эсхатологических волков — Хати и Сколля — которые в конце времен поглотят Луну и Солнце. С наступлением Рагнарёка Фенрир выступит против Одина и убьет его, но и сам погибнет от руки Видара, сына Одина.
Именно такой может быть краткая словарная справка о самом известном волке германо-скандинавской мифологии. Однако в свете популярности этого образа в современной массовой мифологии (кино и литература в стиле фентези, видео- и компьютерные игры) ограничиваться сугубо словарным знанием как-то не серьезно. Потому обратимся к первоисточникам и попробуем разобраться, кто же он — мистер Фенрир?
Итак, как оно было…
Боги (и мы вместе с ними) узнали о Фенрире из предсказаний пророчицы Вельвы, с которой Один вел долгие беседы о судьбах мира, о его рождении и его смерти. В этих предсказаниях, в той их части, что относятся к концу времен, к Рагнарёку, мистера Фенрира доходчиво описали в качестве врага богов-асов:
С востока в ладье
Муспелля люди
плывут по волнам,
а Локи правит;
едут с Волком
сыны великанов,
в ладье с ними брат
Бюлейста едет.
«Прорицание Вёльвы», ст.51
Как видно из текста, во времена Рагнарёка Фенрир будет занимать место не из последних в иерархии противников богов, коль йотуны «едут с Волком», в не Волк едет с кем-то там. Это и понятно, ведь противником самого великого Одина может быть только некто действительно выдающийся. Да, Вёльва прямо говорит, что в день гибели богов именно Фенрир станет судьбой Одина:
Настало для Хлин
новое горе,
Один вступил
с Волком в сраженье…
«Прорицание Вёльвы», ст.53
Впрочем, тот день станет последним и для самого Фенрира, которму Видар, мстя за отца своего Одина, пронзив его мечом:
Сын тут приходит
Отца Побед*,
Видар, для боя
со зверем трупным*;
меч он вонзает,
мстя за отца, —
в сердце разит он
Хведрунга* сына*.
«Прорицание Вёльвы», ст.55
Великан Вафтруднир уточняет, что Видар натуральным образом «пасть порвет» Фенриру за смерть Одина. Оно не очень ясно — после того, как убьет его мечом, или вместо.
Вафтруднир сказал:
«Фенрир проглотит
отца всех людей,
но мстить будет Видар;
пасть разорвет он
свирепую волчью,
возмездье свершая»
«Речи Вафтруднира», ст.53
Участие Фенрира в процессе реализации предсказаний Вёльвы не ограничивается одним убиением Отца мудрости. Ведь помимо прочего, Фенрир станет отцом двух волков, действия которых буквально ознаменуют конец света — поглотят Солнце и Луну:
Сколль* имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати* другой,
Хродвитнира* сын,
предшествует солнцу.
«Речи Гримнира», ст.39
Вот как этот момент уточняется в той части «Младшей Эдды», что называется «Видение Гюльви»:
… молвил Ганглери:
«Быстро мчится дева Солнце, словно чего-то страшится; спасайся она от самой смерти, и тогда не удалось бы ей бежать быстрее».
Тогда отвечает Высокий*:
«Нечему тут дивиться, что она так бежит. Нагоняет ее преследователь, и ей ничего не остается, кроме как убегать».
Тогда спросил Ганглери:
«Кто же желает ее погибели?»
Высокий говорит:
«Есть два волка, и того, что бежит за нею, зовут Обман. Его-то она и страшится, и он настигнет ее. Имя другого волка — Ненавистник, он сын Хродвитнира. Он бежит впереди нее и хочет схватить месяц. Так оно и будет».
«Видение Гюльви»
Вообще, учитывая эсхатологический, связанный с концом света образ Фенрира, главным источником сведений о нем должно было бы быть конечно «Прорицание Вёльвы». Однако более развернутую информацию о нем мы получаем из «Видений Гюльви», основного раздела «Младшей Эдды», слагающегося из вопросов Ганглери (так представился Отцу богов Гюльви) и развернутых на них ответов Одина. Именно там мы знакомимся с происхождением Фенрира и его особенностями его бытия до Рагнарёка:
Ангрбодой* звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель.
«Видение Гюльви»
Проанализировав предсказания Вёльвы, асы пришли к выводу о необходимости деятельностного участия в судьбе апокалиптических детей Локи и Ангрбоды:
…послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея* в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост. А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости… Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый. Волка взрастили асы у себя…
«Видение Гюльви»
Фенрир рос и мужал, превращаясь в огромного, чудовищного волка с темно-серой шерстью, что становится черной на холке и на спине, с желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво. В итоге боги стали его просто бояться. Один лишь Тюр отваживался кормить Фенрира. Страх заставляет шевелиться и придумали асы идею — нейтрализовать Великого Волка. Для того изготовили боги цепь Лединг и стали подначивать Фенрира на предмет испытать той цепью свою силу. Испытал. Порвал. Сделали боги цепь вдвое крепче первой. В гордыне своей и славя стяжая дал Фенрир и ею себя заковать. Асы заковали. Фенрир напрягся — и разлетелись кольца цепи Дромми во все стороны.
Осознали асы открывающиеся перед ними перспективы и обратились к мастерству черных альвов. И сделали им подземные карлики не цепь из металла, но волшебные путы под названием Глейпнир: «Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна». Всего этого больше нет в мире, потому что забрав эти сути из мира, сделали карлики путы — с виду гладкие и мягкие, но никто из богов не мог разорвать их. И на глазах у Фенрира старались они Глейпнир порвать, и подзуживали Волка по всякому, чтоб ленту ту он на себя наложил.
Однако чувствовал Фенрир подвох с их стороны и согласился испытать прочность пут Глейпнир только в том случае, если один из богов положит ему в пасть свою руку. Такая вот была страховка: если, паче чаяния, не порвет Фенрир пут карликов, а асы слово свое нарушат и не снимут пут добровольно, тогда лишится заложник руки. В общем, опять только Тюр осмелился подойти к Фенриру.
Дальше все сложилось по предательскому плану асов — путы выдержали, Фенрир свалился связанный на землю… Только вот Тюр руки лишился совсем незапланированным образом.
Увидев, что волк связан надежно, асы взяли конец пут, прозываемый Гельгья, и протянули его сквозь большую каменную плиту — она называется Гьелль, — и закопали ту плиту глубоко в землю. Потом они взяли большой камень, Твити, и зарыли его еще глубже, привязав к нему конец пут. Волк страшно разевал пасть и метался и хотел всех покусать. Они же просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие — в небо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовется Вон*. И так он будет лежать, пока не придет конец света.
«Видение Гюльви»
Вот так вот поступили боги с плененным Фенриром, убоявшись убить его сразу. Впрочем, Один утверждал, что от убийства Волка их удержали иные причины: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».
Таков классический образ Великого Волка, пожалуй, главной апокалиптической персоны скандинавской мифологии —Фенрира, чье имя, кстати, происходит от словосочетания «fen-dweller» и в переводе с древненорвежского обозначает «обитатель болотных топей». Богатые на поэтические обороты Эдды также именуют Фенрира как Fenrisúlfr (дословно с древненорвежского: «Фенрир-волк«), Hróðvitnir (дословно с древненорвежского: «Прославленный волк«), Vánagandr (дословно с древненорвежского: «Чудовище реки Ван«).
К слову, скандинавская традиция кеннигов и прочих эвфемистических эпитетов периодически наводит исследователей на мысль о том, что Волк в рядах противников асов вообще-то мог бы быть в единственном числе — и им был Фенрир. А остальные (Сколль, Хати, Гарм) суть просто имена-эпитеты-функции, принадлежащие тому же самому Фенриру. Такая генерализация образа Фенрира, вероятно, имеет под собой некоторые основания. Ведь фигура связанного, до поры до времени обезвреженного противника главного божества имеет очень древнее происхождение, возможно, даже протоиндоевропейские (Puhvel, Яан). Но это все из пространства гипотетически возможного. А вот что представляется более вероятным, так это предположение о воздействии раскрывшего пасть от земли до неба Фенрира на образ «Пасти Ада», которая появляется в средневековой христианской иконографии. Как в свое время писал Мейер Шапиро:
…the Anglo-Saxon taste for the Hell Mouth was perhaps influenced by the northern pagan myth of the Crack of Doom and the battle with the wolf, who devoured Odin.
…англо-саксонской вкус к «пасти ада» возникает, возможно, под влиянием северного языческого мифа о трубном гласе и сражении с волком, который пожирает Одина…
Теснейшая связь с «одинической», волчьей мифологией, трагичность и драматизм «судьбы» обманутого Волка, его демонически-эсхатологический характер, символизм хаоса и зарождения нового космоса — именно с таким багажом Фенрир и вошел в современную массовую культуру:
Я помнила, кто такой Фенрир. Это был самый жуткий зверь нордического бестиария, главный герой исландской эсхатологии: волк, которому предстояло пожрать богов после закрытия северного проекта. Хотелось верить, что… желтоглазое чудовище — просто недостижимый эстетический идеал, что-то вроде фотографии Шварценеггера, висящей на стене у начинающего культуриста.
Пелевин В. «Священная книга оборотня»
Практически любое произведение, тематически связанное со скандинавской мифологией и/или темой северного конца света, прямо или косвенно, в роли одного из (анти)героев или просто упоминанием вводит в повествование нашего другаФенрира. Так, например, в комиксовском мире компании Marwel, где в мире Асгарда есть демонический волк Фенрир, или в дилогии А. Белянина «Моя жена — ведьма!», где Фенрир рисуется также вполне аутентичным образом, соответствующим мифологическим первоисточникам. По сюжету, главный герой, поэт в ходе поиска своей жены и путешествий по разным мифологическим пространствам в числе прочих попадает и в Асгард. Там он как раз и имеет возможность наблюдать процесс и результат спутывания Фенрира цепью Глейпнир. Интересно, что (один из немногих) Белянин описывает Глейпир не как металлическую цепь, но как ленту — вполне аутентично, что редкость.
— А кто такой Фенрир? — тихо наклонился я к Фрейе. — Сегодня уже дважды прозвучало это имя.
— Фенрир — огромный волк, способный проглотить даже луну, — шепотом объяснила она, хлопнув в ладоши. По ее звуку двери распахнулись. — Твою жену-ведьму надо искать в свите Фенрира. Боги хотят заманить его в ловушку, для этого и нужна волшебная цепь карликов. Любую другую он порвет, как девичью ленточку…
Белянин А. «Моя жена — ведьма!»
В русле иной традиции рисуется Фенрир, скажем, в романе М. Фрая «Мой Рагнарек». Здесь Волк скорее символический и демонический персонаж:
А потом я забыл о нем и вообще обо всем на свете, потому что передо мной уже маячила распахнутая пасть Волка. Фенрир вполне мог позволить себе роскошь не поперхнувшись проглотить меня вместе с моим дромадером, ятаганом, щитом и прочими волшебными причиндалами, которые, как выяснилось, были нужны мне не больше чем детские погремушки. Но он не спешил мною пообедать.
Фрай М. «Мой Рагнарёк»
Профессор, кстати, создавая мифологию Средиземья, тоже воспользовался образом Фенрира. Даже в весьма переработанном варианте, пытливый взгляд узнает скандинавского демона-волка, временно обезвреженного богами и откусывающего руки, в морготовском Кархароте:
… Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу. Волк рос так быстро, что вскоре перестал помещаться в логове и лежал огромный, всегда голодный, у ног Моргота. Огонь и муки ада были вложены в него. Кархорот, Красная Пасть — так именовался он в повествованиях, и еще Анфауглир, Жаждущая Глотка. И Моргот повелел ему лежать без сна перед дверями Ангбанда, чтобы Хуан не вошел туда.
…
Кархорот увидел пришельцев и сомнения охватили его… внезапная сила, происходящая от древней божественной расы, пробудилась в Лютиен, и она, сбросив свое отвратительное одеяние, встала перед Кархоротом — сверкающая и грозная. Подняв руку, она приказала ему уснуть… И Кархорот свалился, как будто сраженный молнией.
…
Кархорот очнулся ото сна и стоял в ярости на пороге Ангбанда… дух его вспыхнул страшным пламенем, и, раскрыв пасть, он неожиданно вцепился в руку Берена и откусил у него запястье.
Толкин Р.Р. «Сильмариллион»
По ходу дела образ Фенрира оказался столь привлекательным и узнаваемым, что зачастую оказывается достаточно упоминания одного лишь имени этого Волка в сопряжении с неким, скажем, предметом, дабы этот предмет заиграл новыми, волшебными или колдовскими красками. Понятно, с апокалиптическим уклоном.
Опять же — имя «Фенрир». Северная магия Рагнарёка превращает этот набор звуков в нечто загадочное и зело привлекательное. Потому сим именем зачастую наделяются и человеческие, и нечеловеческие персонажи. Например, Фенрир Сивый (в других переводах Фенрир Грейбэк) в мире Гарри Поттера — оборотень и один из слуг Темного Лорда, который был Пожирателем Смерти и специально кусал людей, чтобы превращать их в ликантропов:
…Фенрир Сивый, оборотень, которого Пожиратели Смерти наняли за его зверскую дикость.
Роулинг Дж.»Гарри Поттер и Дары Смерти»
Слово «Фенрир» используется и как имя собственное, и как титул, скажем, в вампирско-оборотническом мире Аниты Блейк, где Фенриром называют вервольфа, выступающего против вожака стаи волков-оборотней:
— Я здесь Ульфрик. Тот, кто с этим не согласен, имеет право вызвать на бой вышестоящего, потом следующего, пока не станет Фреки, а тогда объявить себяФенриром и бросить вызов мне. Если он убьет меня, то станет Ульфриком, и тогда может устанавливать любые правила, которые ему вздумается. А до того все нахер заткнитесь и выполняйте мои приказы.
Гамильтон Л. «Нарцисс в цепях»
Похоже обстоят дела и в мире компьютерных игр. Здесь образ Фенрира используется и сам, как самостоятельный персонаж, и вводятся в оборот упоминание о нем, и некие артефакты (от клыка до компьютера) или даже планеты, называются в его честь. Так, в частности, в Age of Wonders, God Eater, Dragon Age есть герои, юниты, организации с названием «Фенрир«, а во вселенной Мира Тьмы есть целое племя вервольфов-гару, которые зовутся Детьми Фенрира. А во вселенной Warhammer 40000 существует планета Фенрис, которая является домом Ордена Астартес Космических Волков (весь антураж этого Ордена взят из германо-скандинавской мифологии).
Еще одной популярной традицией использования имени Фенрира является называние оным всяческих средств передвижения типа кораблей или самолетов (EVE Online, BattleStar Galactica Online, Ace combat X), а равно как и использования волка (почти стандартных биологических размеров) Фенрира в качестве ездового животного (Rappelz, Lineage II, MU Online). Ну и конечно вызов Фенрира — как духа (Disciples), или как эйдолон* (Final Fantasy IX), или опять же как ездовое животное (MU Online)…
В общем и целом, как враг или соратник, как волк или демон, как имя или как образ, но Фенрир сегодня совсем не забыт, а даже совсем наоборот — известен, популярен, местами даже любим!
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?