Давным-давно в далёкой стране жил Король. Он был сыном Короля, и его сын – тоже был Король. Все мужчины этого рода рождались Королями и старший правил благодатным краем, и после ухода его в Cтрану Теней новый Король вступал на трон.
Каждую осень в объявленный срок на границе самого солнечного дня и самой лунной ночи Король выходил в леса преследовать Золотого Оленя.
С первого года правления из века в век выходили Короли на священную охоту.
Вот касается солнце верхушек деревьев, вот замерла в ожидании свита.
Прекрасней всех молодой Король.
Он верхом на лучшем коне королевства, это первая великая охота для всадника, первый священный бег для коня. Вот последняя искра солнца падает в лесную чащу. Вот первая капля лунного света соединяется с ней – и вдали, в самой глуши лесов отражает божественный свет шкура Золотого Оленя.
Быть может, это блик на его изогнутых рогах, быть может – слеза ожиданья погони.
С места врывается в занавес ветвей конь Короля. До утра ожидать его свите.
Мчится Король, ведёт его пылкое сердце, первой в жизни его погони жар. Нет в чаще Золотого Оленя, лишь та первая искра, первый отсвет ведёт молодого охотника.
Сердце стучит, в этом стуке слышится Королю перестук лёгких копыт Золотого Оленя.
Ночь напролёт до рассвета гонит Оленя Король.
Наутро же с первый лучом солнца предстанет он перед царедворцами своими, ждавшими его от заката. Ни раньше мгновеньем, ни позже.
Славословьями и песнями проводят его во дворец его слуги. Радостно встретят дамы двора, благовонными ваннами расслабят уставшее тело. Шёпотом нежным укрепят его дух. Пир изобильный будет наградой всему королевству.
Минует год.
Победы наполняли его или поражения, горе или счастье – в известный миг на границе самого светлого дня и самой светлой ночи вновь сверкнёт призывом к погоне в чаще Олень Золотой.
Вновь рвётся за ним королевское сердце. Это чувство уже знакомо Королю. Он помнит его, доверяет тому, что внутри подсказывает «там, там твой Олень, быстрее, быстрее – он там!» За зовом летит Король, уверенней гонит добычу свою. И вот в единственный миг внезапно в просвете видит он золото шкуры его. Да! Не привиделось. Вот он. Не обманулся Король! И вновь рассвет прерывает священной Охоты бег.
Ныне же знает Король наверняка: в чаще действительно бродит предназначенный ему Золотой Олень, не в сказке живёт его священная цель.
Окрылённым возвращается от во дворец, новой охотой занят его ум.
И снова проходит год.
Наступает означенный день.
Всадник и конь в предвкушении гонки замерли у леса. Первый миг ночи – и стрелой разрезает мрак Король, уносясь за Оленем. Не секунды терять он не хочет. Он верит чутью своему, он видел Оленя, одержим он желаньем узнать, каков он. Лишь скорость союзник теперь Королю. И вот на повороте лихом видит Король Оленя. Прекрасен в гонке священный Олень. Изящен Олень , но в изяществе этом огромен. К небу поднимаются его рога, касаются глубин подземного мира копыта. Бег сотрясает Вселенную.
На мгновенье мгновений медлит Король…и Олень уносится в чащу.
До нового года новой священной охоты.
Король же теперь могуществом духа сравнялся с могучим Оленем. Ныне не дрогнет Король.
Привычно уже направляет коня он в лес, летит за Оленем по чаще. На повороте настигает Король священного зверя. Пришпоривает коня – и обгоняет Оленя. Олень замирает, на секунды Король и Олень взглядами встретились. Блеск и азарт глаз Короля плеснули в бездонное золото. Свет же Оленьих глаз ослепил Короля. Вечностью показалось Королю это мгновение. Но упущен момент: резво уносится в чащу Олень, продолжается охота. Длится погоня до утра, уезжает в замок Король, ждать ему снова год до священной охоты.
И ещё один год пролетел.
И снова взглядом столкнуться с Оленем мечтает венценосный охотник.
Каждый поворот, каждую ветку леса уже знает его верный конь. Всаднику нет нужды натягивать повод: мчится конь, несёт седока вслед за Оленем в самую глушь.
Всё ближе и ближе к Оленю Король, вот уже и то самое место, где его удалось обогнать, и снова одним прыжком становится он пред Оленем. Замерли оба. От золота шкуры Оленя в утреннем холоде вьётся пар, в нём золотые искры. Встало время. Лишь наполняются вдруг слезами Оленя глаза и глаза Короля. И живая влага бежит по золотой шерсти, и золотая слеза катится по щеке Короля. Долго ли жил этот миг? Неведомо то, но скрылся в лесу Олень. Не преследует больше Оленя Король. Задумчив стоит он на том самом месте, задумчив к свите своей на рассвете из леса выходит.
Снова проходит год.
И снова час настаёт священной охоты. Седлает коня Король, отправляется в чащу. Может, лишь чудится ему, но будто не так быстр стал бег Оленя. По-прежнему могуч священный зверь, по-прежнему дрожит земля под его копытами, но будто не так он бежит от королевской погони. Будто манит его за собой. И спешит Король за Оленем, и нагоняет его. И снова взглядами встретились оба. Но не спешит убегать Олень. Долго стоит он, в глаза Королю течёт золото оленьих глаз. Лунный свет из левого, солнечный – из правого. Вот уже на расстоянии руки друг от друга Олень и охотник. И Олень навстречу делает шаг к Королю. Наполняет его сердце печаль, равной которой нет на белом свете. Наполняет и радость, безбрежная как сам Мир. Тишина и музыка вечной вселенной сплелись в одном этом шаге Оленя.
Сел на коня Король, ехал обратно к своим царедворцам, что ждали с охоты его. Ехал и знал, что где-то далеко и неслышно следует за ним Золотой Олень.
И положенное число раз взошло солнце. И положенное число раз закатилось.
В положенный срок пришло время Королю выезжать на охоту.
Задумчив Король. Не так уже быстр конь его, не так лёгок и ловок и седок. Не спеша едет по лесу Король: сквозь сплетенье ветвей ярко сияет Олень. И он никуда не спешит убегать.
Завидев Короля, медленно шёл он навстречу ему. Жаром пышет дыханье его, светом слепит его шкура, искры летят от рогов, что ушли в поднебесье. Все ближе Олень. Все огромней, собой он закрыл всё небо ночное, собой он подмял землю, и реки, и травы. Весь Мир сейчас лишь песчинка меж его золотыми рогами. Ничтожен Король рядом с ним, вот-вот поглотит его золото священного зверя.
На шаг отступил Король. На другой и на третий назад. И к окраине леса спешит он, и мнится ему, будто вокруг нет ни деревьев, ни кустов, ни тропинок с оврагами, будто весь лес лишь одно: Олень Золотой.
Бледен как смерть вышел к своей свите Король. Не заметил он, как пролетела ночь. Рассветом нового дня приветствует его мир.
Проходит год. В известный час въезжает в лес Король на верном своём коне. И ждёт его неподалёку Золотой Олень волшебный. Трубит Король в рог, и по сигналу этому несёт его конь в чащу. Неотступно следует за ним Олень. К утру пеной покрыт конь, утомлён всадник, до самой опушки провожает Олень Короля.
И ещё год минует. И снова охоты время настало. В лес устремляется Король, но не медлит уже: с места в галоп он пускает коня. Не отстаёт и Олень: пламенем, медью и золотом оборачивается лес под копытами его. Небо рога задевают.
Не оборачивается Король, летит стрелой от Оленя. А обернись он — увидел бы, как осенние листья вспыхивают в пожаре за плечами его, вихри пепла и огненный взгляд Оленя увидел бы он. Но утро приходит, и выезжает Король к своей свите.
Волосы его влажны, копотью чёрной покрыто лицо. Но он победил в этой гонке, славу поёт ему двор.
Летели годы один за одним. Виски Короля поседели, сын повзрослел: впору корона ему.
И однажды настал день последней погони.
В чащу ступает Король. Безоружен он нынче, нет с ним коня. Делает шаг он в леса — и замыкается над ним купол ажурных златых рогов. Без следа и вздоха в вечное золото канет Король.
С первым лучом солнца соберутся вельможи у леса. Но никто к ним навстречу не выйдет, ни листок не дрогнет.
Солнце взойдёт, птицы наполнят новый день песнями радостными.
Отправится во дворец пёстрое шествие охотников.
В звонкий полдень возгласит старейший царедворец:
— Слава Златому Королю!
И венчает нового Короля по праву на трон взошедшего.
Венец его золотой скован, верно, богами: переплетено в нём бесконечно золото стрел и рогов. Первый день его царствования станет первым днём ожиданья его Великой Охоты.
* * *
В той далёкой земле правит Король. И дед его был Король. И отец был — Король. И сыну его было предначертано стать Королём.
Все они пришли в этот мир, чтобы быть увенчанными венцом с золотыми рогами, чтобы славно прожить свою жизнь, чтобы мудро и радостно править народом своим.
Род их известен, рожденья их время известно, барды песни слагают про них.
Только нет живой души человеческой, что знала бы, куда ушли они.
Нет следопыта, что отыскал бы место покоя Короля, могилу его.
Всех. Одного. Любого.
Ни холма, ни кургана, ни склепа.
Вечно далёкими теми землями правит Король. Бессмертный Король. Много имён, много лиц у него.
Из жизни в жизнь, изо дня в день хранит свою страну Король-Охотник, не знающий смерти.
как интересно было прочитать.. спасибо вам большое