Скорее всего, её название восходит к названию руны «Кано», означающему «свет, освещение». И. учитывая связь этой буквы с Колядой, можно говорить о том, что это не просто свет, а, скорее, «просвещение», причём, божественное.
Само слово «крес» указывает на его дающую жизнь природу: «КРЭСало/КРЭСиво» (огниво), «КРЭмень» (камень, высекающий огонь) – все это Огонь, Свет, маленькое Солнце. Также: «КРЭСЪ» – «огонь; оживление, здоровье» (отсюда и «восКРЕШение»), «КРЭСити, КРЭСати» – «воскрешать, оживлять огнём», «КРЭШение» – «воскресение, начало жизни»
Руна в гадании
Руна «Крес», будучи огнём, как факел освещает то, что доселе находилось в тени: «Это внутренний свет, превращающий «сырой», исходный материал в законченную вещь. Потенциал руны заключается не только в силе познания, но и в способности проявлять изначально присущее знание». Это – творческая руна, руна озарения, откровения, неожиданно «проливающего свет» на то, что раньше было неясно или вообще было незнаемо. Также, указывает на важность оптимистичного отношения к проблеме. Но «Крес», будучи огнём, может не только освещать, он может ещё и сжигать – не зря в нортумбрийском строе и Младшем Футарке эта руна зовётся Kaun – «язва». Огонь – стихия не только осветояющая и обогревающая, но и могущая причинить боль или убить.
Сила «Креса» требует себе ещё и сильной воли, которой он может быть укрощён; «Крес» всегда имеет две ипостаси (например, любовь и всепоглощающая страсть), и стремится перейти в крайнюю, разгореться и сжечь всё.
«Природа Огня – изменение самой сути вещества, изменение не только внешнее, но и внутреннее. Изменения, присущие Стихии Воды, касаются больше пространственных передвижений, нежели превращений внутри себя. Изменения, вызванные воздействием Стихии Огня, превращают искателя в нечто другое по самой своей сути и отсекают возможность вернуться к исходному состоянию. Естество Огня — целенаправленное движение вверх, путь волевого преодоления всех преград, как внешних, так и внутренних. Сила Огня преображает вещество в Свет, но также и в Дым. Раскрывая эту Силу в себе, искатель оказывается перед выбором, которого у него не было раньше: светить всему окружающему или наоборот затемнять – задымлять всё вокруг себя. Обладание Силой Огня учит искателя ответственности не только за себя, но и за других».
Руна «Крес» связана с таким алхимическим процессом, как «caltination» – выжигание. Сжигание старого для рождения нового. Поэтому – «Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее».
Вместе с рунами «Живете» и «Берёза» может означать физическое рождение; с рунами «Ас», «Рцы», «Ведети» или «Глаголь» – рождение новой идеи. В сочетании с руной «Нужда» может говорить об окончании каких-либо отношений.
Аналог в Футарке – руна Kano и руна Младшего Футарка Kaun.
Аналог в вэнд-рунах – руна Крада.
Руна в магии
Непростая руна. «Крес» всегда требует принесения в жертву чего-либо (но не обязательно себя, как «Ас» или «Ведети») – ведь невозможно разжечь костёр, не потратив дерево, не так ли? Вопрос лишь в том, готов ли будет эриль (маг) справиться с потерей… и сможет ли он соизмерить жертву со своей целью.
- покровительствует творческим людям (Kenaz – руна, обозначающая творческие способности, или способность придавать форму задуманному
- покровительствует учёным («ученье – свет»); способствует более планомерному ходу исследований
- способствует наиболее ясному виду творческого замысла
- отгоняет страхи (в особенности – ночные кошмары)
- обеспечивает помощь в мистическом поиске (стоит помнить об опасности, связанной с выходом силы Огня из-подконтроля эриля: Огонь может пожрать слабого духом)
- восстанавливает «огонь страсти» во взаимоотношениях (см. – пункт выше)
- призывая силу данной руны для просвещения, человек рискует сжечь сам себя, ибо он становится как сам Огонь, распространяющий себя вокруг
- также – целительная руна
Руна и дерево (Сосна)
Руне «Крес» соответвует Сосна (лат. Pinus sylvestris). Это самое светлое дерево: его лучше всего видно ночью – оно выглядит свеилее других деревьев, и костёр из сосновых дров горит самым ярким пламенем (Сосна ведь очень смолистая). Также, именно из Сосны делали лучины для освещения дома (что позволяет соотнести «День» и «Крес» – см. «День: Описание Руны»). Соснами отмечали проезжие дороги (в Огаме сосна считалась деревом, соответствующим последней руне – Amancholl, – которая указывала путь). Получается, что Сосна – это дерево, указывающее путь, и вдобавок ещё и «огненное», светоносное, что соответствует как руне «Крес» (земной огонь – факел), так и руне «День» (небесный огонь – Солнце). Благодаря своей форме, шишка сосны – одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу. Также, среди потомков славян-огнепоклонников осталась поговорка: «В сосновом лесу – молиться, в берёзовом – веселиться, в еловом лесу – удавиться». В связи с тем, что сосна очень устойчива к гниению, её связывали с бессмертием. Воистину, не найти лучшего символа для руны «Крес» – руны огненного восКРЕШения человека для иной жизни!
Руна и камень (Изумруд, Гагат, Кремень)
Камень, соответствующий «Кресу», – изумруд, символизирующий творческие способности. Также – ещё и гагат. Этот камень наделён силой древнего света. Камень, который помогает постижению тайны скрытых основ вашей кармы, рода, предков, традиций. Иногда помогает найти вам астральную защиту в лице умерших предков. Он открывает обман, через него все скрытое становится явным. Помогает открывать обман, дает утешение и забвение в любви, уменьшает боль от разлуки. Помогает бороться со своими слабостями. Охраняет от кошмаров. Гагат внутренне раскрепощает человека, с ним легче решиться на что-нибудь новое. Он помогает обрести любовь и дает выразить свои чувства застенчивым людям.
В народе кремень называют «громовым камнем». Кремень способен высекать искры; отсюда и название минерала (лат. сгетаге – «сжигать»). В геральдике есть ттакие эмблемы, связанные с кремнем: сталь и кремень в огне, который сам зажёг («я сгораю, давая огонь другим». Предостережение о том, что, разжигая слишком сильный огонь, мы можем погибнуть в нем сами); кремень и огниво, высекающие огонь («пока сталь не ударит о кремень, не будет ни огня, ни света». Для того, чтобы в наших ожесточенных и очерствевших сердцах высечь искру огня, которая бы засияла великолепными лучами света Благодати, необходимо пережить сильные удары).
Руна и животное (Белка)
В Европе белка (слав. Векша), как и другие грызуны, – символ разрушительных животных. Стремительные передвижения белок вверх и вниз в кроне деревьев повлияли на то, что в скандинавской мифологии белка Рататоск («грызозуб») – посредник враждующих сил – Орла, обитающего на вершине мирового дерева Иггдрасиль и Змея, живущего у корней этого дерева (означает недоброжелательность и привнесение хаоса, разжигая споры между Орлом и Змеем). Фигурирует белка и при упоминании бурной деятельности пылкого Локи. У кельтов белка, изображенная вместе с птицей, является символом Богини Мадб-Смерти. В христианские времена она ассоциируется с дьяволом, воплощающимся в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.
Источник: Креслав Рысь «Руны восточных славян»
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?