Кадуцей — символ посредничества, согласия; эмблема торговли; во многих культурах атрибутом глашатая, вестника был особый жезл, основной функцией которого было обеспечение безопасности владельцу. В античной традиции кадуцей — жезл Гермеса, бога-психопомпа и вестника богов, насылающего вещие сны; он выступал и как символ мира. Изначально это была оливковая ветвь с двумя побегами вверху, украшенная гирляндами. Впоследствии гирлянды стали представляться как змеи, обвивающие жезл с противоположных сторон; а сам жезл был увенчан крыльями, символизирующими быстроту Гермеса. Образ кадуцея может трактоваться в различных контекстах. Он сближается с обвитым змеей посохом Асклепия (Эскулапа), греческого бога врачевания, атрибутом которого была змея.
В этой связи можно упомянуть о том, что в месопотамской традиции сплетенные змеи считались воплощением бога-целителя (возможно, отсюда происходит библейский образ медного змия, исцеляющего змеиные укусы). Две змеи были символом плодородия в малоазийской традиции, предполагаемом источнике самой фигуры Гермеса; прообразом кадуцея могло стать и изображение двух змей у мирового древа. В свете позднейшего понимания Гермеса как персонификации мышления, змеи становятся символом мудрости, жезл — образом власти над силами природы, крылья — олицетворением духа.
Образ кадуцея может приобретать космические коннотации: жезл — это аналог мировой оси, тогда как змеи, образующие двойную спираль, символизируют эволюцию, развитие и одновременно два начала мироздания (подобные ян и инь в даосизме). Космический аспект образа подчеркивается его общей композицией. Симметричное расположение фигур (змей и крыльев) символизирует равновесие противостоящих сил, их высший синтез. Традиционная антитеза верха и низа (олицетворяемых, соответственно, птицей и змеей) в кадуцее нейтрализуется, «снимается», поскольку различные уровни бытия предстают поставленными на службу одному принципу. На уровне микрокосма это предполагает, что состояние совершенства (и здоровья) подразумевает гармоничное развитие как низшего, телесного, так и высшего, духовного уровня (ср. античную формулу «пусть будет в здоровом теле здоровый дух»).
Аналогичный кадуцею символ был найден в индийских памятниках. В эзотерических направлениях буддизма прут кадуцея символизирует ось мира, а змеи — космическую энергию, кундалини, традиционно представляемую свившейся в основании позвоночника (аналога мировой оси в масштабе микрокосма).
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?