В мифологиях разных стран и народов, успешно прошедших тотемическую стадию своего развития, остается множество чудных пережитков и поэтических атавизмов, связанных с волшебными или чудовищными сочетаниями человека и растения. Рассказывают о превращениях гуманоидов в дерево или куст, в предсказаниях судьбы человека по посвященному ему дереву и о смерти дриад после того, как срубят их оливу или дуб. Видов и способов взаимоотношений людей и богов с флорой обильно зело, поди в них разберись…
Меж тем есть такая работа «Prologus in magnum exotarium bestialis et humane» за авторством некоего Энрико Говаломе. Труд сей посвящен системной классификации мифопоэтических существ. В нем помимо всевозможных рассуждений о том, на какие классы и подклассы с микс-классами делятся вымышленцы всех литератур и континентов, упоминаются и некие «вегетандры». Корни, использовавшиеся для образования данного понятия, прозрачны: латинское «vegetatio» — растение, произрастание и — древнегреческое «ἀνήρ» — человек, мужчина. На первый взгляд, получаются некие растеньелюди. Тем более, что и в самом труде примерно также они и определяются: «растения, у которых есть нечто, относящееся к человеку». Но не все столь однозначно, потому что помимо «вегетандров» в той же работе упоминаются и «яндарумы» — слово, образованное санскритскими корнями «Janah» (люди) и «Druma» (дерево). Получается, что есть два класса, описывающих существа, которым свойственны характеристики и людей, и растений. В чем же здесь дело?
К сожалению, в доступных для ознакомления отрывках этой работы нет законченной классификационной схемы, однако имеет место четкое различение смешанных и переходных классов. Смешанные классы — это те, в рамках которых в равной степени представлены свойства основных классов (например, человека и животного как у кентавров или стокимов). Переходные же классы объединяют существ, у которых свойства одного из основных классов преобладают. В свете такого различия классов понятно и разведение «яндарумов» с «вегетандрами». Первые являются смешанным классом, находящимся на границе царства Флоры и человеческой цивилизации. Думается, этот класс может быть чудно маркирован, скажем, энтами:
…необычное существо… походило не то на человека, не то на тролля, футов четырнадцати ростом, с длинной головой и почти без шеи. Гладкая коричневая кожа рук мало походила на грубую серо-зелёную кору, покрывавшую остальное тело. На огромных ногах было по семь пальцев. Нижняя часть длинного лица заросла широкой седой бородой, кустистой, у основания напоминавшей тонкие прутья, а на концах похожей на мох.
Дж.Р.Р.Толкиен «Властелин колец. Две твердыни»
Или древо-людьми, с которыми встретились Трое в долине:
«Лица всех четверых, превратившихся в деревья, были спокойными, даже счастливыми. Светло-зеленая кожа медленно грубела, превращаясь в кору…»
Юрий Никитин «Трое в долине»
Теоретически, к яндарумам еще можно было бы отнести и дриад (точнее, гамадриад, наитеснейшим образом связанных с деревом):
«Девушка была зеленого цвета — телесно-зеленого цвета… Ее длинные волосы слегка напоминали мох. Глаза не имели зрачков и сияли яркой зеленью… Узкие ладони, зеленые, как молодые листочки, изящная рука… Ухватив изумленного Ринсвинда с той растительной силой, которая легко вгоняет испытующий корень в скалу, дриада втащила волшебника в дерево. Плотная кора расступилась, как туман, и сомкнулась, как створки устрицы.»
Терри Пратчетт «Цвет волшебства»
и зеленых дам из английского фольклора, и еще много кого, в ком для этого причисления слишком много в крови божественного ихора. В общем, это все яндарумы — полулюди-полурастения.
А вот вегетандры, по классификации Говаломе, относятся к числу переходных классов и объединяют существ, в которых растительно-древесная составляющая преобладает на человеческими частями или свойствами. То есть, вегетандры — это не полу-чего-то, а именно что растения с некими характеристиками человека. Ну как, например, арабское дерево вак-вак с плодами в форме человеческих голов, или японские кодама — человекоподобные духи деревьев.
Такой классификационный кластер получается, хоть и малочисленный, но забавный.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?