Символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться.

Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды. Образ мира, человеческой жизни, может полагаться как в пространстве, так и во времени. В наибольшей степени образ лабиринта связан с символикой пути.

Лабиринт изображался в виде диска, семантически связывался с подземным миром и небом. Блуждания в лабиринте — извечное состояние человека, акцентирующее необходимость постоянно принимать решения, выбирать свой путь. Прохождение лабиринта — это мистический путь к центру, охраняемому чудовищем, которое есть воплощение собственных пороков и слабостей. В то же время лабиринт — это и символ «неисповедимых путей Господних».

Лабиринт сродни мандале: путь из центра лабиринта — это эманация, нисхождение духа в материю, инволюция, тогда как путь к центру — это приближение к абсолюту и слияние с ним, эволюция. Лабиринт — это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется управителем — «Царем лабиринта», который живет в самом центре, в сердце сооружения, являясь его владыкой и судьбой.

В мифе о Минотавре лабиринт предстает как воплощение смерти, но и женского начала (на кносских табличках упоминается о некоей «владычице лабиринта», возможно, это Ариадна, в этом случае лабиринт может рассматриваться как место священного брака). Образ лабиринта связывается с обрядами инициации, и тогда спуск Тесея в лабиринт и выход из него — это как бы второе рождение через слияние с землей. Некоторые лабиринты выступают в качестве защитных сооружений, предназначенных для улавливания злых духов; в этой своей функции они соотносятся с магическими узлами. Спиралевидный лабиринт на изображениях архаического периода может быть рассмотрен в качестве космологического образа, модели космических (астральных) процессов. Однако это нисколько не отменяет его значение в качестве образа микрокосма, поскольку символический закон соответствия гласит: «Что вверху, то и внизу».

лабиринт2>

Как правило, в религиозной традиции лабиринт — это архитектурное сооружение, однако иногда по принципу лабиринта создаются парки или сады. Конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, включала элементы лабиринта. В средневековых церквах в виде мозаичного лабиринта иногда исполнялся пол. Изображение лабиринта на домах являлось апологетом защиты.

Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях. Одни лабиринты были просто хитро сплетенными дорожками, обложенными камнями, другие находились под храмами в виде бесконечных подземных пещер, третьи были в горах и под горами. Самый знаменитый лабиринт — Минотавра находился на Крите. Человеку-быку Астерию приносили жертвы. В мифе о Тесее, Ариадна, сестра Астерия, дала Тесею нить, которая помогла ему выбраться из лабиринта. Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались «лабра», отсюда славянское «лавра».

Метафору леса на Руси также можно связать с лабиринтом. С одной стороны, это задерживающая преграда, помогающая скрыться от врагов, с другой — требует определенных качеств: ориентации, возможности двигаться осмысленно по лесу. Только пройдя через щетку леса как через очистительное сито, герой приобретает возможность выхода из лесного лабиринта, обретает силы для дальнейших испытаний.

Источник