Одна из самых распространенных сов в мире. Водится по всей Южной Америке и Австралии, по всей Африке, за исключение Сахары, в Европе везде, за исключением России, почти всего Скандинавского полуострова, восточной, половины Украины и Белоруссии, на Аравийском полуострове, Индии, в Юго-Восточной Азии, в Северной Америке примерно до границы Канады. Может жить почти в любом климате. Охотно селятся рядом с человеком, в том числе в построенных им зданиях. Некоторые люди даже ценили помощь сов в уничтожении мелких вредителей, с конца 17 века в Британии и Германии распространились owl-holes или Eulenloch, специальные окошки, с помощью которых хищные птицы, в основном сипухи, могли проникать в амбары, мельницы, дома и другие здания.
Обыкновенные сипухи преимущественно ночные хищники, как и большинство сов, полагаются при охоте на слух. Однако в некоторых регионах, например, в Британии, сипухи иногда охотятся днем. Однако днем на сов нередко нападают собравшиеся стаей птицы, например врановые или чайки. Обыкновенные сипухи очень привязаны к своей территории, однако не слишком активно ее защищают от других сов.
Внутри нее у сипухи обычно есть несколько излюбленных мест для ночевки, если речь идет не о периоде размножения. Территория самца и самки, образующих пару, обычно сильно пересекается, однако обычно они держаться поодиночке. Пара сов остается вместе до смерти одного из партнеров.
Размножаются обыкновенные сипухи в разное время в разных регионах. В более теплых и изобильных – круглый год, в остальных – в зависимости от количества пищи. Для гнездования сипухи обычно возвращаются на одно и то же место. Чтобы привлечь партнера одинокие самцы облетают выбранную территорию и кричат. После формирования пары, сначала самец на закате начинает облетать территорию расширяющимися кругами, а потом к нему присоединяется самка, они кричат и «танцуют» вокруг друг друга в воздухе. Потом самец отправляется за едой, а самка поджидает его и возвращается в гнездо за пару минут до его возвращения. Для гнезда обыкновенные сипухи выбирают дупла, пещеры, заброшенные гнезда крупных птиц, и как уже было сказано, человеческие постройки. Для выстилания гнезда самка использует мех и пух из своих погадок (мешочков, которые сова срыгивает, чтобы избавиться от всего этого). До спаривания самка проводит много времени рядом с гнездом, а самец держится неподалеку и кормит ее. Когда она достигает достаточно большого веса, совы спариваются, и самка начинает откладывать яйца. Она высиживает их одна, а самец постоянно таскает ей еду, продолжая при этом с ней спариваться.
Яйца откладываются и вылупляются постепенно, первый птенец может оказаться на неделю или больше старше последнего. Вылупляются совята слепыми и беспомощными, но быстро растут, к двум неделям лысеют, до четырех недель их кормит отец, потом мать начинает ночевать вне гнезда, к шести неделям они становятся похожи на взрослых сов по виду и размеру и начинают пробовать летать, до тринадцати недель зависят от родителей. Самка учит совят охотиться.
Ловят сипухи мелких грызунов, ящериц, амфибий, насекомых, а также птиц и летучих мышей. Еду часто запасают. Сова выслушивает и выглядывает добычу в тех местах, где логично ее ожидать, а потом стремительно атакует когтями. Летают они очень тихо и маневрено, и прекрасно маскируются. У них отличный слух и умение на него ориентироваться. Ухать сипухи, кстати, не умеют, вместо этого издают зловещие резкие крики.
Такая распространенная сова безусловно может примерить на себя почти все мифы о совах. За страшный крик и белое, напоминающее маску лицо, эту сову логичнее всего ассоциировать с легендами о совах-призраках и совах-оборотнях, но в отличие от неясыти, думаю и положительные стереотипы о совах применимы к ней в той же степени.
Во-первых, стоит снова упомянуть стригоев. По мнению грека Боэуса переданному римским поэтом Эмилием Макром, некая женщина Полифонта была превращена в сову-стриксу за каннибализм. Сову считали птицей злого рока, питающейся человеческой плотью. От этого же слова (strix) скорее всего происходит название румынских женщин-вамирш стриг и мужчин стригоев, для которых характерно пить кровь детей и издавать пронзительные крики, а иногда и превращаться в сов. При этом сова в греческом языке лингвистически связана со светом.
Существуют разные теории на этот счет, касающиеся в первую очередь совы и совоокости Афины. Я бы сказала, что это про умение видеть сквозь тьму, видеть истину (хотя строго с Афиной лучше связать какую-то более большеглазую сову, обычно говорят, что это домовой сыч). Античное представление о том, что крик совы-демона-стриксы предвещают несчастье, причем несчастье глобальное — смерть, войну, беспорядки, распространилось во многих странах Европы. Оно бытовало и в Британии, и во Франции, и в Польше, и в Германии, и в других странах.
Злокозненных сов и их пугающие крики часто ассоциировали с ведьмами, с умершими злыми женщинами, с непогодой и неурожаем, в Уэльсе — с потерей девственности девушкой по соседству.
В Мабиногионе описывается, что в сову в наказание была превращена коварная Блодуед за то, что убила своего мужа. В церковной традиции считалось, что совы, селящиеся в церкви, пьют масло из лампад, их связывали с грехами Обжорства, Похоти и Лени, а также с безумием. Мертвую сову со времен древнего Рима вешали на дверь, чтобы отпугнуть злых духов.
Однако в некоторых частях северной Англии увидеть сову считается хорошей приметой, а разные части совы в разных странах использовались, чтобы улучшить зрение и излечить болезни. В Уэльсе считали, что если беременная услышит крик совы, ее ребенок будет удачлив. Амулеты с совой, защищающие беременных встречались и в Вавилоне. Знаменитая табличка, которую многие связывают с Лилит, (крылатая женщина с совами и львами) по последним исследованиями, которые кажутся мне наиболее правдоподобными), скорее всего, представляет Инанну, богиню любви, плодородия, войны, жизненной энергии, или, что менее вероятно, но более совино, ее сестру – Эрешкигаль, богиню смерти и загробного мира.
У многих североамериканских индейцев сова также является предвестником смерти, а злые люди после смерти могут превратиться в сипуху. Оджибве даже называли смерть «пересечение моста сов».
Совы следовали за ацтекским богом смерти Миклантехутли, вместе с другими жуткими ночными животными.
В арабском мире совы также являются злыми ночными духами, которые особенно угрожают детям.
В Африке сов тоже считают созданиями дьявольскими, оборотнями и ведьмами.
В Индии же сова считается птицей однозначно глупой, и является одной из вахан Лакшми, обозначая ту ее сторону, которую можно назвать «слепой удачей», которая приходит к людям независимо от их заслуг и качеств, и, к тому же, погружает их во тьму самоуверенности и сиюминутных удовольствий, а потом также случайно оставляет.
Суммируя, можно сказать, что образ совы в ареале сипухи связан в первую очередь со смертью и пересечением границы между миром живых и миром мертвых, во вторую очередь с женщинами-призраками-колдуньями-оборотнями, в третьих со слепой удачей и неудачей, и в четвертых с ясным видением – от острого зрения до хорошего понимания. Думаю, имеет смысл упомянуть, что, хотя нет сомнений в том, что образ совы скорее негативен, само по себе предсказание смерти имеет и положительные значения, так как дает человеку и его сообществу подготовиться к этому (больше на эту тему можно прочитать в книге «Банши: Фольклор и мифология Ирландии»).
В качестве тотема (напоминаю, что обыкновенная сипуха не водится на территории России) обыкновенная сипуха, скорее всего, будет у человека с сердцевидным лицом, миндалевидными глазами, подвижной головой, не очень высоким и не очень большим, с резким голосом. Он, вероятно, обладает хорошим слухом и отлично умеет ориентировать свое тело в пространстве. Отличается терпением и умением выжидать нужный момент, а потом предпринять взвешенные и решительные шаги, но не склонен к монотонной и постоянной деятельности. Внимателен к деталям. Образ жизни предпочитает ночной, держится отшельником и прекрасно себя чувствует, даже в семье любит соблюдать дистанцию. Партнера ищет на всю жизнь. Мужчины (и женщины, следующие мужской модели поведения) играют в этом более активную роль, долго и красиво ухаживают, и очень заботливы по отношению к партнеру, стремятся взять на себя все, что могут. Детей стараются не заводить, пока не смогут их обеспечить. Женщины (и мужчины, с женской моделью поведения) тоже очень внимательны к своему партнеру, однако при появлении детей, больше сосредотачиваются на них, внимательно подходят к их обеспечению и обучению, но уже в подростковом возрасте дают много свободы. Дети с этим тотемом в детстве очень зависят от родителей, а вырастая, стремятся покинуть родителей только тогда, когда понимают, что взяли от них все, что возможно, а природная тяга к одиночеству и автономии становится все сильнее. Люди с тотемом обыкновенной сипухи не очень агрессивны по отношению к конкурентам, стремятся скорее занять свою уникальную нишу. Любят чувствовать себя защищенными, обычно имеют страховку и заначку. Несмотря на тягу к одиночеству, совершенно не бояться социума в целом. Адаптируются почти к любым не слишком экстремальным условиям, но не очень любят холод и сырость. В еде предпочитают птицу, едят очень много относительно своего веса и размера. Любят различную деятельность, связанную с движением в пространстве – ходьбу, танец, и т.д., а также музыку, хотя часто не обладают способностями заниматься ей самостоятельно. Очень привязаны к одному месту жительства, с трудом меняют его.
В качестве животного силы обыкновенная сипуха говорит о тесной связи с нижним миром, понимании конечности, умении ходить между мирами, возможно, общаться с мертвыми. Она также позволяет видеть во тьме – то есть узнавать истину среди лжи, предсказывать будущее, определять свойства предметов. Она позволяет управлять удачей и неудачей, благословлять и проклинать, предвидеть опасность и предупреждать о ней. Обыкновенная сипуха кроме того помогает осознать циклы жизни, процессы смерти, трансформации и возрождения. Она отпугивает зло и несчастья, но и большинство окружающих людей. Кроме того, она говорит о способности избавлять людей от мелких проблем, которые их подтачивают.
В качестве животного-помощника обыкновенная сипуха связана с нижним миром, но может проникать и верхний. Как помощник в верхнем мире сипуха может помочь видеть истину, улавливать интуитивные прозрения, обостряет внимание, помогает нормально чувствовать себя в одиночестве и отпугивает несчастья, доносить до людей неприятную информацию. В нижнем мире она может привлечь случайную удачу или отпугнуть случайные неприятности, помочь пережить темную полосу в жизни, принять смерть. Она может быть хорошим проводником в нижний мир.
Источник
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?