«Рассмотрим каждого из нас — одушевлённое существо — как куклу, изготовленную богами: что бы не побудило их на это  – желание избавиться от нас или найти серьёзное приложение  своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду!»

Платон

В истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Если верить мифам, кукла появилась ещё даже раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюйва лепила человечков.

Случилось это очень давно, совсем молодая Земля только, что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле блуждала Нюйва. Как – то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на Землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти голые создания окружили Нюйву, стали танцевать и радостно кричать, а после разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, но потом успокоилась и продолжила свою работу. Она увлеклась и всё лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён…

Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у многих народов…негласный союз между Богом, человеком и куклой заключен в незапамятные времена : кукла является образом и подобием человека, как человек был образом и подобием Господа.

Сущность и назначение древних кукол отражает их японское название — «нинге», что означает «образ человека». В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и кости ещё в каменном веке. Это предшественники кукол – игрушек: идолы, истуканы, кумиры, божества.

Значит, человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 тысяч лет!  В Евразии находят в основном женские статуэтки, созданные примерно 40-12тысяч лет до н. э. У них подчеркнуто толстые животы и большая грудь. По мнению ученых, палеолитических Венер, как их принято называть, почитали как воплощение плодородия и материнства.

На Крайнем Севере археологи обнаружили игрушечную утварь и орудия охоты из кости и рога, которые в новом каменном веке (неолите) использовались для игрового обучения детей.

У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол.  Так, у индейцев хопи разрисованные человеческие фигурки из дерева, кости, обожженной глины и растительных материалов одновременно являются и игрушками, и культовыми предметами.

Кукла связана с понятиями жизни и смерти; в ней воплотилось свойственное мифологическому мышлению противопоставление мёртвого и живого. Неживая кукла таинственным образом соотносится с живым существом, вызывая в глубинной памяти древние представления о превращении человека в неподвижного истукана и об оживании его мёртвого подобия. Такие взгляды долго сохранялись во многих традиционных культурах.

До недавнего времени на Русском Севере женщины делали кукол – двойников своих мужей, ушедших на службу или на войну, и кукла становилась «хозяином дома», полностью заменяя отсутствующего: её угощали, развлекали, с ней советовались. Когда же хозяин возвращался, куклу сажали в игрушечную лодку и пускали вниз по реке.

В Костромской губернии совершали обряд «Девичник»: девушки мастерили из тряпок фигурки солдатиков, изображавших парней, забираемых в рекруты. Кукол прикрепляли к наружной стороне дома, а рядом иногда помещали кукольную фигурку девушки. В этих случаях кукла являлась молчаливым двойником, символическим образом. Если смерть уносила одного за другим членов семьи, в гроб к покойнику клали куклу.

Обрядовую куклу подкладывали в гроб к умершему ребёнку , считавшемуся самым опасным покойником: в куклу должна была перейти его жизненная сила. Воспоминания о таких куклах сохранились в сказках, где рассказывается о куколках — волшебных помощницах.

В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать  оставляет дочери бесценное сокровище- куколку.  «Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из- под одеяла куклу, отдала ей и сказала : «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета».

В сказке «Князь Данила Говорило» преследуемая девушка погружается в землю и оставляет вместо себя четырёх куколок, отвечающих преследователю её голосом.

Кукла помогает поддерживать связь между живыми и мертвыми, существуя на грани двух миров. Издавна  кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации  времени и пространства, играя роль жертвы- заместителя.Подобные сказки существуют и у других народов. Так в саамской сказке «Акань» (Бабушка) рассказывается о берестяных или бумажных куклах, сделанных бабушкой для любимого внука. Это не просто игрушки: если мальчик не выполняет предписанные родовые правила, то кукла прилипает к его руке и выпивает каплю за каплей всю кровь, возвращая «воду жизни» в общий котёл рода. Если же внук соблюдает правила, то к нему через куклу от бабушки переходит кровь, по представлениям древних – символ жизненной силы.

Сказки сохранили отзвуки воспоминаний о важнейшей магической роли куклы в верованиях разных народов. В большинстве случаев куклы связывались с представлениями об умерших родственниках. «Деревянные болваны» или иные куклы считались вместилищем души покойного. Их следовало кормить, и тогда дух умершего, вошедший в куколку как в посредника, помогал живым в земных делах. У некоторых народов, например у японцев, китайцев, индейцев, эти древние представления живы до сих пор.

Потом уже в каждом регионе куклу наряжали по-своему: свои орнаменты, свои навыки. Но духовный символ  один. Со временем появилась ткань, головку куклы стали сворачивать из тряпочек. Но мировоззренческие запреты и условности оставались прежними —  нельзя изображать лицо. Если нарисовать глаза, они уже смотрят. Кукла превращается в живую. Через глаза могут вселиться духи  не только добрые, но и злые. Они причинят вред ребёнку.

На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей всё старое,- её уничтожение являлось залогом рождения нового. А после сбора урожая на границе лета и осени хоронили соломенную куклу Андропушку и устраивали общую трапезу — так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе.

С куклами связаны и другие обряды и поверья. Болгарские крестьяне верили, что если сделать куклу по прозвищу Герман из старого веника, украденного из дома беременной женщины, то можно спастись от засухи.

На Руси куклу, как символ продолжения рода подкладывали под матрас  молодожёнам, а для избавления от лихорадки делали двенадцать кукол – трясовиц, называвшихся Трясея, Глазея, Отпея, Аввареюша, Храпюша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея и т.п. Когда скупой хозяин недоплачивал плотникам, построившим ему дом, они прятали под балку маленькую тряпичную куклу. Хозяева не могли жить в этом доме: по ночам им слышался надрывный детский плач, так что приходилось просить у мастеров прощения, после чего те разбирали крышу и вынимали куклу.

Кукла была способна не только помогать, но и причинять зло. Общеизвестно, что она служила инструментом черной магии. Вылепляли их воска изображение человека, которому хотели навредить. Назвав его имя и произнеся заклинание, кололи, жарили, пекли куклу; в результате страшного обряда человек заболевал и умирал. Считается, сто такой смертью умер французский король Карл IX. Свои позиции одного из символов общечеловеческой культуры кукла сдавала очень медленно. Изначально её магическая роль превалировала, хотя и древние цивилизации оставили свидетельства о детских играх и игрушках.

Как кукла, созданная неживой, послушной, может  «оживать», когда в неё вдохнули дух игры и творчества, так и человек, лишённый Божественной искры, остаётся лишь «мёртвой» механической конструкцией, безропотно следующей инстинктам и обстоятельствам. Ведь только осознанность делает нас  подлинно живыми.

Куклы — наши двойники, свидетельствуя о скрещении мира живого и неживого, одухотворённого и механического, своей мнимой жизнью напоминают нам о жизни подлинной и глубокой.

Татьяна Северская