Сарасвати, главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита. В «Ригведе» Сарасвати посвящены три гимна, она является наиболее почитаемой рекой. Синдху называется матерью Сарасвати.

В «Ригведе» рассказывается о царях и людях, живущих по берегам Сарасвати. Она благодатна, полноводна, стремительна; течет из горы к морю; ее поток величием превосходит все другие воды; вода ее чиста, своими волнами Сарасвати разрушает горные вершины. Она семичленна, и у нее семь сестер, она — мать потоков, лучшая из матерей, рек и богинь, дочь Павиру, молнии и жена героя Сарасвата. Сарасвати заполняет воздушное и все другие пространства. Ее просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении; она называется асурской и божественной, что говорит о ее небесном происхождении.

Сарасвати — очистительница, она лечит Индру, несет дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие; упоминается ее грудь и её молоко; она создает телесный плод и она же убийца врагов. У Сарасвати золотая колесница, она богата лошадьми, защищает певцов, связана с поэзией, она — богиня священной речи. Не случайно, что уже в брахманах Сарасвати отождествляется с богиней Вач, речью, а в послеведийский период вообще становится богиней красноречия и мудрости, супругой Брахмы, изобретательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей искусств и наук (подчеркиваются красота, изящество, простота, белизна Сарасвати). В ведах Сарасвати связана с мужским партнером Сарасватом, в текстах упоминаются его оплодотворяющие воды, он сравнивается с освежающим дождем; с Агни и марутами, с Индрой и Ашвинами, с Вадхрьяшвой, которому она даровала сына Диводасу. С богиней жертвоприношений Илой и богиней песнопений Бхарати (иногда — с Махи и Хотрой) Сарасвати образует триаду, восседающую на жертвенной подстилке.

В послеведийскую эпоху изменение функций и облика Сарасвати соотносится с появлением новых сюжетных связей. Сарасвати, дочь Дакши, очаровывает стражей небесной сомы гандхарвов и выманивает у них сому, сама же уходит к богам (в «Шатапатха-брахмане» этот сюжет связан с Вач). В других случаях Сарасвати — дочь Брахмы или его жена; наконец, позже ее называют и женой Вишну, на основании чего образ Сарасвати обнаруживает тенденцию к смешению с образом Лакшми. В сюжете «Рамаяны» о нашествии ракшасов на север Сарасвати выпрашивает у Брахмы сон для брата Раваны Кумбхакарны. В текстах «Брихаддхарма-пурана» сыну Шивы Сарасвати подносит перо для письма и цветные чернила. Часто Сарасвати выступает под другими именами — Брахми, Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари. Известны изображения Сарасвати в памятниках Элоры.

Источник