Тролль — это тролль. Он большой и безобразный на вид. У него бывает, как и людей, одна голова, а бывает — три, девять или даже двенадцать.

Он необыкновенно силен, но страшно глуп. И если попадешься ему в лапы, то это, конечно, будет опасно, но спастись всегда можно, если хватит смекалки обмануть тролля.

Живут тролли в основном в горах и лесах Норвегии, хотя встречаются они и в Швеции, но их никогда не бывает в Дании. Как писал Бьёрнстьерне Бьёрнсон, «тролли там не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами — и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там — его родина».

В Швеции троллей примерно столько же, сколько в Норвегии. И глупы они так же, как норвежские. Многие шведы научились этим пользоваться. Одно время в Швеции было даже модно приглашать тролля в свидетели на помолвке только ради того, чтобы получить от него дорогой подарок.

Есть тролли и в Исландии. Их называют там трётлями. Эти великаны — родственники норвежских и шведских троллей. Трётли безобразны и глупы, жадны и мстительны, обычно причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах по одиночке. Из лап почти никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, превращаются в камень.

Жен исландских троллей — великанш — называют скессами. Они глупые и мстительные, но очень любят своих детей-тролленышей. Есть жены и у норвежских троллей, только их называют гюграми.

Тролли в основном живут внутри гор. Но встречаются и водяные тролли. Называют их нёккенами. Есть и морские тролли — драуги. Драуги коварным и мстительны.

Хвостик норвежской нежити

Все тролли выглядят по-разному. Одни — высокие, как горы, другие — не выше человека.

Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.

У всех троллей есть хвостик. Хвост — вообще отличительная черта норвежской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры — горной ведьмы. Силе чар хюльдр не мо­жет противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети.

Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища — сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о развлечениях и песнях и танцах летними вечерами, а потому частенько забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает и такое. Иногда случается даже, что хюльдры и тролли живут в домах людей в горах всю зиму.

Горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если только те не станут слишком уж им надоедать. Зато когда разозляться, могут превратить человека в кого угодно.

Человеку всегда надо помнить, что тролли очень любят зло пошутить. Ночью они выбираются из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под уздцы и начать водить ее кругу на полянке.

Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.

И еще тролли очень любят подсовывать мужьям, у которых похищены жены, живых кукол, как две капли воды похожих на их жен. Эти подменыши вскоре начинают болеть и умирают, и мужья хоронят их, так и не распознав подмены. В таких случаях у похищенных женщин, томящихся в горе, уже не остается никаких надежд на спасение.

Коварство и любовь

Норвежские тролли коварны. В любую минуту можно ждать от них подвоха. В любую минуту они могут тебя разыграть. Например, поменять свой облик, ведь они легко могут уменьшаться или увеличиться в размерах, и им ничего не стоит обратиться на свадьбе красивой девушки в жениха и похитить невесту. Если невеста заметит подмену, она должна попросить кого-нибудь бросить на пол любой стальной предмет или пару раз выстрелить возле дома. Это должно прогнать тролля.

Но иногда не тролли утаскивают людей в гору, а сами люди женятся на ком-нибудь из троллиного племени.

Иногда тролли крадут у людей детей и подсовывать вместо них своих троллят — подменышей. Чаще всего это случается на Рождество. Обернувшись кошкой, тролль проникает в дом и подменяет человеческое дитя своим тролленышем. Блестящие стальные предметы, псалтырь или даже просто чеснок могут помешать троллю проникнуть в дом. Не забывай об этом, если вдруг окажешься в Норвегии!

Подмену заметить не так просто. Лишь с течением времени родители начинают понимать, что с их малышом что-то происходит. Тролленок совсем не растет, у него лишь увеличивается голова. Зато ест он за семерых. И еще у подменыша почти всегда бывают маленькие косящие глазки, темная кожа и обросшие шерстью уши.

Надо сказать, что тролли вообще нечисты на руку и так и норовят стянуть то, что лежит без присмотру, — будь то малыш или горшок со сметаной.

Тролль из Осло

Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого — семь раз.

Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень.

Конечно, сейчас троллям живется совсем не так привольно, как в старые времена. По всей Норвегии выросли города, в домах по вечерам зажигается свет, все улицы ярко освещены.

Единственный из троллей, кто живет в городе, — Экебергский тролль. Живет он в Осло в горе Экеберг, которая нынче находится в черте города. Хотя жители Осло уверяют, что не так давно он переехал к своему брату в Конгсберг — слишком шумно стало жить в столице.

Источник

В оформлении статьи использованы рисунки норвежского художника Ивара Рёднингена