Сведения о Фригг
Дочь Фьёргюнна
В «Lokasenna» нам говорят, что Фригг — дочь Фьёргюнна. Женским вариантом имени Фьёргунн видимо является Йорд, Земля. Она — дочь Йотуна, родня Тору по крови, так же как и по браку, это объясняет то, что многие из тех, кто работает с Тором, оказываются также втянутые в зону влияния Фригг. Она — также по происхождению земная богиня, помощник и двойник «Небесному Богу».
Многие из качеств Фригг проистекают из её земного происхождения — это ее стабильность и глубокая мудрость.
Дающая Власть
В Origo Gentis Langobardum Пауль Дьякон говорит нам:
… лидеры Вандалов, Амбри и Асси, спросили Годана [Wodan], даст ли он им победу над Виннитами. На что Годан отвечал: «Я дам победу тем, кого я первыми увижу перед рассветом. » В то же самое время Гамбала и ее сыны просили Фригг, жену Годана, чтобы она помогла Виннитам. Она предложила им выйти на восходе солнца вместе со своими женщинами. Женщины должны были распустить свои волосы и обернуть их вокруг лиц так, чтобы казалось, что у них есть бороды. На восходе она развернула кровать, на которой спал ее муж лицом на Восток, после чего разбудила его.
Годан выглянул и увидел Виннитов и их женщин с обёрнутыми вокруг лица волосами и воскликнул: «Кто — эти длиннобородые? »
Фригг ответила Годану: » Так как ты дал им имя, ты должен дать им и победу».
И Годан дал им победу, и они имели победу. С этого времени Винниты стали называться Лангобарды [Ломбарды], Длиннобородые.
Еще лучше известна история, рассказанная в «Grimnismal». Один и Фригг взяли под свою защиту двух братьев. Агнар был под защитой Фригг, а Гейррёд стал фаворитом Одина. По совету Одина, Гейррёд обманул Агнара, лишил его наследства и стал королем, в то время как Агнар закончил свои дни в изгнании. Чтобы посчитаться, Фригг обвиняет Гейррёда в недостатке гостеприимства. Один берётся доказать обратное и появляется в доме Гейррёда инкогнито. Фригг тогда посылает Фуллу, чтобы предупредить короля, что опасный волшебник бродит поблизости, узнать его можно потому что ни одна собака не посмеет напасть на него. Естественно, когда Один появился у дверей Гейррёда, все собаки сжались перед Богом Волков. Король захватил незнакомца и потребовал, чтобы он рассказал о себе.
Но Один сказал лишь то, что его зовут Гримнир, Скрытый. Тогда Гейррёд связал его и посадил между двумя кострами, где он и сидел в течение восьми ночей, пока сын короля, названный Агнаром, больше не мог переносить мучений странника. Он принёс незнакомцу рог меда и развязал его. Тогда Один объявил, что власть переходит от короля к его сыну. Гейррёд, понимая наконец, кого он мучил, бросился к Одину, но наткнулся на собственный меч и умер.
Мать Бальдра
В своей поэме «Sonatorrek» Эгил Скаллагримссон говорит об обитателях Асгарда как о «детях Фригг». Таким образом, она может быть расценена как «Всемать», но мы знаем только об одном ребенке, рожденном ею — Бальдре Красивом. История его безвременной кончины — это миф, в котором Фригг играет самую активную роль.
Когда Один возвратился из Хель с пророчествами Вёльвы, в том числе о смерти Бальдра, Фригг предприняла все возможные действия, чтобы спасти своего сына. Она взяла клятвы со всех, кто мог нанести ему вред, или скорее почти со всех. К сожалению, она подрывает все свои усилия, признавшись ведьме, что она позабыла получить присягу от не вызывающей опасений омелы. Ошибка оказывается фатальной.
О Фригг говорится, что она знает все судьбы, хотя она и не говорит того, что знает. Нельзя не задаться вопросом, почему, в таком случае, она не понимает, что все ее усилия спасти сына будут бесплодны, или что «ведьма» является на самом деле Локи, и что сообщение ему об омеле вызовет саму трагедию. Тот же самый вопрос можно отнести и к Одину, который точно знает, что случится, и все же не делает ничего. Кто-то может ощутить двойственность в поведении родителей Бальдра. На самом деле работает Вирд, настолько мощный, что связывает даже самых высоких богов. Ее неспособность спасти Бальдра — самое большое горе, поскольку материнские чувства уступают требованиям Норн.
Пряха Судьбы
Далее мы видим, что Фригг связана с ремеслом прядения. Прядение — это не только необходимое домашнее искусство, оно является также волшебным искусством. Сплетение отдельных волокон в единую сильную нить — это маленькое чудо, а также мощная метафора для многочисленных элементов, которые переплетаются, чтобы создать наш Орлог. Фрейя Асвинн предполагает, что Фригг прядет нить, которую ткут Норны. Если так, то она делает это как Богиня, покровительствующая роженицам и матронам (замужним женщинам, хозяйкам), как Мать, которая осуществляет контроль над рождаемостью и дарует Орлог новорожденному. Поэтому она чтится в Ночь Матери (Modranicht) вместе с дисами. Фригг выполняет эту роль, когда просит Одина послать валькирию с яблоком изобилия к Королю Рериру для того, чтобы он мог зачать ребенка. Поэтому она тесно связана с Норнами и силами Вирда.
Госпожа Дома
Фригг имеет свой собственный дом, называемый Фенсалир, Зал на болоте. Многие полагают, что именно здесь она и живет со своими домочадцами, в то время как Один странствует. Двенадцать сопровождающих ее младших богинь, о которых мы поговорим ниже, могут восприниматься как луны, или шабаш ведьм, или сопровождающие её служанки.
Фригг – действительно очень домашняя богиня, связанная с той самой характерной деятельностью древней домохозяйки, как прядение. В Швеции «пояс» в созвездии Ориона называют веретеном Фригг — Фриггерок. Так как ее повозка запряжена двумя баранами, предполагается, что она прядет шерсть, также как Хорн и Хольда прядут лён. Подобно Фрейе она также имеет оперение сокола. Но из-за местоположения ее дома, вероятней предположить, что её птицей является скопа (рыбоядный хищник, живущий у водоёмов). К Фригг относятся дикие канадские гуси, мигрирующие водоплавающие птицы, которые, весной летая в небесах, подобно веретену то поднимаются вверх, то падают вниз, словно прядут мотки пряжи.
Созвездие Богинь
Фригг вызывают первой среди Асиний. Двенадцать младших богинь, которые сопровождают ее в Фенсалир, могут восприниматься как луны, или шабаш ведьм. Ее называют Всематерью, это кажется особенно актуальным, если считать, что двенадцать её «служанок», которых Снорри ассоциирует с нею, могут фактически рассматриваться и как отдельные фигуры, и как ипостаси или аспекты Богини, роли которые она принимает, чтобы играть более активную роль.
Кодирование старой северной поэзии (кеннинг) позволяет имя любой богини объединять с индивидуальными характеристикой других, чтобы отсылать к третьей (например, «Фрейя бараньей повозки» равнялась бы Фригг), тем самым подразумевается концепция аспектов. Сопутствующие «девы» (являющиеся девственницами в том смысле, что они являются независимыми от мужчин) могут рассматриваться как отдельные объекты или как ипостаси Богини, шире раскрывая её характер. Вместе они составляют модель женской души.
Сага
Вторая после Фригг, Снорри говорит о Саге, что она живет в Сёкквабекк (Затонувшем Зале), это «очень большое место». В «Grimnismal» говорится:
Четвёртый – то
Сёкквабекк,
плещут над ним
холодные волны;
там Один и Сага
пьют каждый день
из чаш златокованых.
По-видимому, в то время как Один и Сага пьют вместе, они обмениваются историями.
Согласно Исландскому Словарю, имя Сага сродни ‘segja’ (сказать), и ‘saga’, что значит рассказ, сказка, легенда, история. Само слово обязано своим происхождением тому факту, что первые исторические писания были основаны только на традиции, истории передавались для записи как саги или легенды. Записанные истории были не новы, они были уже знакомы многим поколениям. Рассказывание историй было одним из развлечений на публичных встречах в Исландии, на пирах, свадьбах и т.п., следы таких развлечений упомянуты даже на собраниях Исландского Альтинга. Сказитель саг называется sögu-madhr (‘муж саги’) или sögu-kona (‘женщина саги’). (Cleasby и Vigfusson, Исландский Словарь)
Проводились состязания: кто больше выпьет пива и расскажет историй. Сага, которая является также синонимом слова история, знает имена предков и все истории семейства. Она — вероятно та, кто дает совет дисам, и говорит через каждую старую бабушку, которая хранит коробку с семейными фотографиями и помнит старые предания. Символом её мне представляется рукопись или золотая чаша.
Сага может быть призвана для помощи в изложении или сочинительстве историй, легенд и т.п. Она помогает нам помнить и понимать прошлое, интересуется личностями, семьями, культурной историей и устными преданиями. Чтобы войти в контакт с нею соберите историю своей семьи и запишите их. Ритуалом в честь Саги могло бы стать повествование историй по кругу.
Эйр
Третья в списке Снорри — Эир, » … чрезвычайно хорошая врачевательница. » В «Svipsdagmal» Эйр — жена Менглота, Живущая на Люфье, Горе Исцеления, относительно которой сказано:
«Люфья гора высока,
дорога наверх нелегка,
Больному привал может помочь.
Здоровый сможет её превозмочь,
хотя беспомощной кажется та,
которой подвластна её высота.».
Её имя также замечено среди «служанок Одина», валькирий.
Эйр — целительница богов, ее происхождение таинственно и связано с ее навыками формирования судеб. Подобно многим традиционным целителям, она идёт туда, где её услуги требуются, выполняя функции домашнего врача. Она практикует все виды традиционной медицины, характерные для женщин, основанные как на знаниях трав и правилах здорового питания, так и на заклинаниях,ее символы — ступа и пестик.
Ритуал, посвященный Эйр, может представлять изготовление амулетов с лекарственными травами. Вот некоторые из тех, которые используют:
Дягиль — защищает от ведьм, нейтрализует зло; чеснок — предотвращает заболевание, антисептик; камфора — внутреннее заживление; мята – защищает, успокаивает боль; полынь — отражает нападение злых духов; коровяк — защищает от простуды; розмарин — очищает, заживляет; рута — облегчает головную боль, общеукрепляющее; шалфей — продлевает жизнь; древовидный щавель -лечит сердце; пижма — помогает от лихорадки; чертополох — даёт силу и энергию; фиалка — заживляет раны, лечит головную боль.
Когда размол закончен, ступку обводят вокруг кусочков ткани, пряжи и ручки или кисти для письма. Берется горстка трав, заворачивается в кусочек ткани, завязывает и надписывает соответствующей руной для излечения болезней. Амулет можно носить на себе, вешать у кровати, и т.д.
Гевьон
Четвертой идёт Гевьон, которая, по словам Снорри, является девственницей, и которая приветствует всех, кто умирает не состоящим в браке. Ее имя означает «дающая», это также эпитет Фрейи. В Heimskringla она появляется как независимая датская богиня. В истории Инглингов Снорри говорит нам, что Один
» … послал Гевьон на северо-восток искать землю; она тогда прибыла к Гюльви, который дал ей плодородные земли. Затем она пошла в дом великана и родила от него четырех сыновей. Она сформировала из них упряжку волов, запрягла их в плуг и вспахала землю на западе моря напротив Оденсё; землю называли Зеландией, и там она проживала впоследствии. Скёльд (Scyld Sceafing) … взял ее в жены. » (Ynglingasaga: 5)
Таким образом, она дает нам землю, поднимая ее со дна моря, работая со стихиями (с элементалиями стихий). С ее помощью пустое поле становится племенной родиной, и бог снопов дает обильный урожай.
Подобно Фрейе, она торгует своими прелестями за священное ожерелье. Когда боги собрались на пиру у Эгира, Локи, который был среди них, сказал:
«Ты, Гевьон, молчи!
О юнце я напомню,
тебя совратившем:
дарил он ожерелье
взамен на твои
любовные ласки».
Один сказал:
«Безумен ты Локи,
что дерзостно вздумал
Гевьон гневить:
ведь ей, как и мне,
открыты и ясны
судьбы всех сущих».
(«Lokasenna»: 20-21)
Некоторые говорят, что ее возлюбленным был Хеймдаль, который спас ожерелье Брисингамен от Локи. В старом английском языке «geofon» используется в поэзии как эпитет моря. Но Один приписывает ей такие же глубокие знания, какие имеет Фригг.
Гевьон — дорожка, где Фрейя и Фригг встречаются. Но в зале Фригг Гевьон одаривает, как одаривает мать. Через ее силу Вы достигаете безграничного богатства и никогда не испытываете нужду. Мы взываем к ей во исполнение хотя бы части наших потребностей. Ее символ — корзина или рог изобилия.
Фулла
Пятой в списке Снорри прибывает Фулла. Он говорит нам, что она прекрасна со струящимися волосами, перехваченными золотой лентой. Она носит шкатулку Фригг, заботится о ее обуви и разделяет ее тайны. Нанна послала ей кольцо из Хель. Она может быть та самая Волла, названная сестра Фригг, Гримм предполагает её женской копией Фол, которая может быть ипостасью Бальдра (в этом случае она была дочерью, а не сестрой Фригг). Фригг посылает её, чтобы ввести в заблуждение Гейррёда.
Мы видим Фуллу как хранительницу Северных Женских Мистерий. Она — пороговая фигура, которая держит видимый символ тайн. Она — та, которая может открыть шкатулку Фригг и дать женщинам доступ к сокровищам. Ее символы — золотая лента и шкатулка, которую она носит. Она представлялась бледной как Луна, с длинными светлыми волосами.
Сьёфн
После обсуждения Фрейи, Снорри продолжает список служанок Фригг с Сьёфн, «которая склоняет сердца людей к любви, как женщин, так и мужчин. Именно к ее имени восходит значение слова «siafni», означающее привязанность.
Сьёфн — богиня, склоняющая сердца к любви. Ее власть простирается далеко за пределы страсти или романтичной любви. Если размышлять о ее функциях, становится ясно, что она управляет целым комплексом нежных отношений, которыми женщины поддерживают единение семьи, включая любовь к родным братьям, родителям и детям, и привязанности, которая растут между теми, кто работает вместе. Ее символ — розовое каменное сердце на золотой цепи.
Лофн
Не удивительно, что Сьёфн сопровождает Лофн, которая » … так добра, что молит Всеотца или Фригг о создании союза между женщиной и мужчиной, даже если прежде им в этом отказывали. Следовательно, это к ее имени восходит значение слова «lof, » (разрешение/позволение), а также lofat — сильное восхваление чего-нибудь людьми. «
Но понятие «позволения» не менее важно и вне области любви. Лофн может помочь нам позволить себе все те вещи, которые препятствуют нам исполнить наши комплексы или общественное мнение. Она — дверь к свободе и доступ к радости. Ее символ — золотой ключ.
Вар
Снорри говорит нам, что Вар заверяет клятвы и приватные контракты ,и наказывает тех, кто нарушает их. Ее имя может также иметь некоторое отношение к термину «varda», это юридический термин, означающий ручательство, гарантию или ответственность, родственный английскому «ward», и более расширенным — «vardlokkur», «ward-song» — защитная песня. Ее функции подобны функциям греческой Гестии, которая жила в камине и слышала все присяги.
Защита Вар — мораль, хранящая целостность духа. Ее власть состоит в словах, которые мы используем для клятв или точной формулировки наших намерений. С помощью Вар слово-желание приобретает самостоятельную жизнь. Ее сияние сверкает в огне очага, который является сердцем дома, и она особенно печется о тех соглашениях, что не афишируются в обществе, неписанных обязательствах, сделанные родственниками в отношении членов семьи. Ее символом поэтому может быть очаг или клятвенное кольцо (oathring), и ей можно преподнести кольцо, свитое из трав и лент, на которых написаны присяги, который затем можно сжечь.
Вор
Снорри говорит нам, что Вор является «мудрой и проницательной, поэтому ничто не может быть скрыто от нее. Есть высказывание, что женщина начинает понимать что-то (vor), когда она это что-то найдёт.» Ее имя означает осознание, возможность учиться и понимать.
Вор — таким образом, это сила интуиции, сила знания и сохранения молчания. Во внешнем мире, она действует как знаменитая «женская интуиция», способность интерпретировать тонкие, едва уловимые мысли, чтобы понять, что будет дальше, особенно те вещи, которые мужчины хотели бы скрыть или не знают, как выразить словами. На внутреннем плане, она расширяет проницательность, она проводник в царство бессознательного, показывает то, что скрыто, и учит, как интерпретировать символический язык наших мечтаний. Она представляется в темных длинных одеждах, и ее символ — темная завеса. Работа, соответствующая Вор — развитие интуиции через интерпретацию мечтаний, сейд, или размышления.
Син
Чтобы быть достаточно открытыми для использования интуиции, мы должны чувствовать себя защищенными. Син — та, кто охраняет наши границы. В Фесалире она охраняет двери зала и запирает вход для тех, кто не собирается туда вступать. На собраниях она готовит отпор тем вопросам, которые она желает опровергнуть. «Syn» равняется опровержению, говоря нет.
Син — та, кто охраняет двери, которые мы хотим держать на замке, являются ли они физическими дверями или вратами к нашему внутреннему миру. Она — сила, которая позволяет нам понять то, что правда, а что нет, и даёт нам силу «сказать нет» тому, что может унизить нас или повредить. Она может быть призвана для защиты дома или священного места, или для создания щита, который может противостоять физическому или психическому нападению. Ее символ – березовая метла.
Хлин
Хлин защищает тех, кого Фригг хочет спасти, она — убежище для тех, кто в опасности. «От этого происходит высказывание, что тот, кто убегает, находит убежище (hleinir).» Она выступает вместо Фригг в следующем отрывке «Другое горе испытывает Хлин: когда Один идет вперёд бороться с Волком» («Voluspá»: 52). Исследователи вообще соглашаются, что ее первое горе было смертью Бальдра. По-видимому, Фригг идентифицирована с Хлин здесь, потому что в этом случае она была не в состоянии защитить того, кого она любила, Бальдра, также она будет неспособна помочь Одину, когда случится Рагнарёк.
Хлин обеспечивает личную защиту и спасает преследуемого от опасности; она — убежище беглеца. Если защита Син является уберегающей, то защита Хлин более активная, она борется за своих подопечных и скрывает их от опасности. Она — страстная ярость матери, защищающая своих детёнышей. Она защищает против тех, кто хочет использовать в своих интересах уязвимость женщины, так же, как и физическую слабость вообще. Она — щит Вор. Ее символы — клинок или щит.
Снотра
Снотра — мудрая, учтивая, с кроткими манерами. «… мудрого человека (мужчину или женщину), называют snotr. » В старонорманском «Snot» — слово, означающее невесту или госпожу. Снотра помогает приобрести те качества, социальные навыки и мораль, которые необходим для группы людей, чтобы вынести долгую северную зиму в обществе друг друга.
Знания Снотры выходят за рамки простого этикета. Она всегда знает, как поступить правильно, и имеет глубокое понимание человеческого характера и социальных отношений,не только знает правила поведения, но и причины, которые порождают их. В ее характере мы находим храбрость без бравады, благородство — специфический вид храбрости, которая позволяет людям сильного характера и отличного воспитания подавать хороший пример. Ее символ — льняной носовой платок.
Гна
Она — посыльная Фригг, путешествует по небу и морю на коне по имени Цветистое Копытце (Hoof-flourisher/Hofvarpnir), неся слова Фригг всюду по всем мирам. Снорри говорит, что ее имя означает взлет или башню, но это может также быть связано со словом, изображающим ржание лошади.
Гна — способность Фригг взмывать над мирами и преодолевать пределы; Хофварпнир несет ее, также как Слейпнир несет Одина. Она — свобода, способность взлететь без ограничений. Она переносит мысль богини к другим мирам и возвращается с информацией,могла бы также рассматриваться как сила астрального путешествия. Она представляется сияющей и энергичной, и ее символ — статуэтка лошади.
Источники: (Jacob Grimm, Teutonic Mythology I,Snorri Sturlusson, Edda, tr. Anthony Faulkes, Everyman,Snorri Sturlusson, Heimskringla, Dover, и др.)
Очень подробно описаны помощницы Фригг, спасибо.