В славянской мифологии полуденица (или полудница) представляет собой персонификацию полуденного жара. Это солярный дух, существующий и проявляющий себя в «магическое» время – полдень, которое в фольклоре часто называется «пограничьем» (второе «пограничье», соответственно, полночь и с ней связан другой персонаж – полуночница).
Полудницу иногда ассоциируют с русалками (девами-птицами) и мавками (девами-рыбами), что в корне неверно. Хотя всех этих существ сближает тот факт, что они агрессивны по отношению к человеку и, по всей видимости, относятся к разряду духов (хотя для русалок это утверждение спорно). В тоже время полудница по своим функциям явно близка к чешскому фольклорному персонажу – вихору (или вихрю) и карпатскому поветруле.
Тем не менее, полудница, исходя из очевидной этимологии ее названия, появляется в конкретное время суток (в отличие от всех остальных вышеприведенных персонажей). Ее можно встретить на полях и перекрестках, когда дневная жара достигает своего пика, и встреча эта не сулит ничего хорошего (вероятно, отсюда древний славянский обычай – отдыхать ровно в полдень).
Полудница набрасывается на одинокого земледельца или путника и убивает его (по одной из легенд, которую приводит фольклорист О. Платонов, полуденица отрезает человеку голову). Защититься или убежать от полудницы невозможно. Особенно агрессивна она к беременным женщинам и оставленным младенцам (младенцев она убивает, либо подменяет своими детьми, которые растут злобными и, что называется, «не от мира сего»). Многие исследователи склонны полагать, что во всех этих фольклорных эпизодах мы видим весьма жестокий, но наглядный результат теплового удара, вызванного длительным пребыванием в полуденный зной на открытом пространстве.
Полудница известна по всей территории расселения славян, кроме самых южных локаций. Почти все имена полуденицы указывают на время ее появления, однако в архангельской и ярославской областях встречаются названия «ржаница» или «ржица», что явно указывает на место появления солярного духа – поле. Также в архангельской области полуденицу называли «сковородниха», а у сербов она называлась «serpownica», «serpjelbaba» или просто «serp». Очевидно, что эти наименования полудницы происходят от ее атрибутов, но не совсем понятно, с чем эти атрибуты (сковорода и серп) связаны. Собственно, сковорода может быть результатом синонимичного ряда от полуденной жары, а серп указывает на все ту же рожь, то есть локальную привязку – поле.
Полудница – от духа-убийцы до архетипа духа-хранителя
Обратите внимание, что полудницы не загадывали путникам загадки и не могли защекотать до смерти (их методы убийства, как указано выше, были гораздо прозаичнее). И васильки никогда не называли «полудницын глаз». Все это заблуждения. И, увы, сегодня на «соответствующих» сайтах можно найти немало подобных инсинуаций, но ни одна из них не имеет исторического подтверждения. Все, что нам известно о полудницах, происходит из сугубо народных песен и примет, собранных фольклористами. И это совсем небольшой пласт информации.
К примеру, фольклористка О. Черепанова пишет о том, что в северных регионах полудница могла являться в двух ипостасях – молодой красавицы в прозрачном платье или согбенной старухи. Но появлялась она не просто в полдень, а во время созревания хлебов и, согласно народным поверьям, она охраняла посевы от «нечистых сил». В Ярославской и Архангельской областях полудницу часто сравнивают с Марой, но не всегда она опасна для взрослых, иногда – лишь для детей (очевидный дидактический мотив-предупреждение). В Южной Сибири полуденица – злобная старуха, а в Сургутском крае ее описывали как некрасивую женщину с низко висящими грудями и в шубе, надетой наизнанку.
Однако согласно Н. Сумцову в Тульской и некоторых других областях полудница обретает прямо противоположные функции, то есть она нападает на людей, которые не бодрствуют, а наоборот, отдыхают в полдень. Согласно местным легендам, если человек уснул в полуденную жару (не важно – в поле или дома), полудница может навести на него еще более крепкий сон, от которого практически невозможно проснуться.
Так или иначе, но полудница как фольклорный персонаж была распространена практически по всей территории России с древнейших времен, и в подавляющем большинстве случаев выступала отрицательным персонажем. Вместе с тем полуденица – это дух огня и дух-хранитель поля (реже – перекрестка). И в связи с амбивалентностью образа возникает множество вопросов о его вероятной трансформации. В частности, некоторые исследователи полагают, что изначально полудница была положительным персонажем, она защищала посевы и земледельцев от «нечистой силы», и вполне вероятно, что ее образ был «очернен» в эпоху христианизации Руси.
Тот же Н. Сумцов предполагает, что изначально полудница возможно даже именовалась иначе. Она была неким архетипическим божеством-хранителем, обладающим беспредельной силой, способной давать и отнимать жизнь. В тоже время она могла олицетворять силы плодородия. И здесь же стоит отметить, что присказки о злых полудницах, которыми пугали детей, появляются лишь в XIX веке, что указывает на явную трансформацию образа, хотя на данный момент его истоки нам не известны.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?