Тяжелые профессорские будни. Сцена первая.
Итак, адепты, записываем ритуал: «взять 6 желтых свечей, расположить…»
— А свечи должны быть восковые?
— Без разницы.
— А церковные можно?
— Можно
— А из икеи? у меня только из икеи есть.
— Можно
— А если мне в церковь нельзя, мне там плохо становится?
— Адепт, при чем тут церковь?
— Ну вы же сказали, что взять церковные свечи?
— Я не говорил брать церковные свечи. Я сказал, что можно их взять. 
— Ну вот, а мне в церковь нельзя, мне там плохо…
— Тихо всем! Записываем ритуал: «взять 6 желтых свечей, расположить…»
— А они должны быть одинаковые?
— Не обязательно.
— А если я возьму из воска, а две из парафина, а еще две свекровь подарила?
— Берите любые. Лишь бы желтые. Записываем ритуал: «взять 6 желтых свечей, расположить…»
— А если я возьму те, что свекровь подарила, у меня ритуал сбудется? она могла с плохим намерением дарить?
— Сбудется у вас все. Пишите.
— А если я их перед этим почищу?
— Адепт, чем вы собрались чистить свечи? 
— Эээ… огнем? На прошлой лекции по очищению магических предметов вы сами говорили, что огонь лучшее средство для снятия вредоносных программ.
— Адепт! Что произойдет, если вы сунете свечу в огонь? Отвечайте быстро!
— Ну… это… наверно… программа вернется обратно к свекрови?
— Так, я все понял. Записываем ритуал: «взять 6 желтых яблок, расположить…
— А яблоки должны быть выращены собственноручно?
-…, …. всех! …, …, …. матери! …, …, урок окончен! ©

Дорога ложка к обеду, а свечка к празднику. Ночи сейчас длинные, дни короткие и живой огонь свечей в такие дни и радует нас и согревает. Да и не только нас, на самом деле. О том как делать свечи разные и всякие было уже написано. Но всякий, кто начинает заниматься чем-то не слишком новым, сталкивается с проблемой аутентичности. Те ли свечи, чернила, масла и краски настоящие, или эти?  Надо вот так или вот эдак? И есть ли нужда таки самой колоть кабанчика и топить свиное сало, чтобы сделать аутентичную сальную свечку и все наконец заработало как в том заговоре в сборнике начала 19 века или можно таки взять парафиновую… Или вообще бросить это всё и срочно замуж? Про все не про все, а вот про свечи хороший ответ на вопрос нашелся у Shellir.

Недавно ко мне в почту снова пришли с рассказами о том, какие неаутентичные и вообще фуфуфу свечи на основе парафина, и какие они «немагические» и «мёртвые», а заодно какими исконно-посконными и вообще «тру» являются катанки из вощины. Поскольку товарищ был не первым, и это в целом популярная в наши дни точка зрения, чую я, что необходимо провести небольшой ликбез на тему свечей, который целесообразно начать с нескольких слов об истории этого простого предмета.

В русскоязычном интернете часто пишут, что свечи появились еще в Древнем Египте, но это не верно. Свечи, как мы их знаем, появились во времена Римской Империи, и было это где-то ориентировочно в 4 веке до н.э. При этом надо понимать, что это были свечи, изготовленные из животного жира (бараньего или говяжьего – он неплохо твердеет на воздухе), и поэтому они чадили, коптили, трещали, а сверх того еще и воняли (поверьте человеку, который для эксперимента такие свечи делал и жёг), но они светили, что было важнее всего прочего. Эти римские свечи были маканками, то есть фитиль многократно обмакивался в горячий жир, слои затвердевали, и получалась свечка. Ни о какой отливке в формы в то время и речи не шло. И фитилем в то время чаще становилась лучинка, — мягких фитилей еще не использовали. Вообще, идея свечи как таковой и сама её форма, вероятнее всего, восходит к лучине или факелу, которые сначала поджигались просто так, а позже стали обрабатываться горючими веществами для лучшего воспламенения и более качественного горения.

Примерно в то же время на другом конце мироздания, то есть в Китае, о свечах тоже знали – например, в гробнице Цинь Шихуанди были найдены свечи, сделанные также из животного жира – только не из бараньего или говяжьего, а из китового. Не вполне ясно, были ли свечи изобретены где-то в одном месте и доставлены торговцами в дальние края, или это было параллельно сделанные изобретения.

Восковые свечи появились, видимо, раньше всего в Китае же, во время династии Хань (2 до н.э – 2 н.э.), и хоть сами свечи не сохранились, есть достаточное количество письменных источников той эпохи об использовании пчелиного воска для изготовления свечей. Эти свечи формировались в скрученных из бумаги цилиндрах, так что это уже, по сути, отливные свечи в формах, фитили у этих свечей тоже были бумажными; такие свечи, судя по всему, горели достаточно чисто и ярко, без копоти и без неприятного запаха.

В Европе история восковых свечей, видимо, начинается в раннем средневековье – самые ранние сохранившиеся экземпляры восковок датируются 6-7 веком н.э., хотя производили их, видимо, и до этого. Стимулом к развитию свечного производства стал, вероятнее всего, распад Римской Империи, и последовавшие за ним перебои с поставками оливкового масла для ламп (любопытный факт заключается в том, что в тех странах, где не было и не могло возникнуть перебоев с маслом для ламп, свечное производство так толком и не развилось). Основой для свечного производства снова стало сало как более дешёвый и легко доступный материал, но при этом стали делать и восковые свечи, которые были достаточно дорогим удовольствием: дорог был, в первую очередь, сам воск, уходило время на его очистку (хотя очищали его в куда меньшей степени, чем мы сейчас), так что процесс производства был более длительным. Но при этом восковые свечи горят «чище» сальных, меньше коптят и такие качества свечей становились все более и более востребованными.

Сначала восковые свечи также были макаными, как и сальные, но позже, где-то к XV веку изобретут и формы для отливки свечей (привет Китай! Мы тебя догнали спустя пять сотен лет!). Тем не менее, восковые свечи фактически не стали обиходными, повседневными – представьте даже сейчас, что вам придется освещать дом только восковыми свечами, посчитайте время их горения, прикиньте их вес, и сколько вам их нужно для повседневных занятий, и даже если вы будете тщательно собирать, переплавлять и снова использовать остатки, это окажется очень дорогим удовольствием. Можно взглянуть на картины старых мастеров – вы увидите, что в большинстве жанровых сценок, даже если изображены люди из обеспеченных слоёв населения, свечи на картинах белые с желтоватым отливом: это никакой не воск, это сало. Посмотрите на изображенное пламя – вы увидите, что оно как правило вытягивается вверх и нередко подпаливает материал, из которого изготовлена свеча – даже по изображению можно понять, как чадят такие свечи. При производстве свечей пробовали и смешивать сало с воском, но толку в этом не было (разве что меньше шансов, что в жаркую погоду свеча растает и потечёт, так что приём чаще использовали в более южных странах) – свеча становилась дороже, но запах сала никуда не девался.

К восемнадцатому веку в связи с расширением китобойного промысла стал доступен спермацет (твердое горючее вещество, которое получают при охлаждении так называемого «спермацетового масла» — жидкого жира, содержащегося в одном из органов кашалотов), который также стали использовать для свечного производства. Спермацет не издает неприятного запаха во время горения (хотя своим собственным специфическим несильным запахом обладает, как и любой другой жир), и стоит дешевле воска, но в наше время, поскольку вводятся ограничения на китобойное дело, цена спермацета растет, купить его в розницу крайне сложно, и, в основном, его закупают аптеки для создания лечебных мазей..

В девятнадцатом веке, незадолго до изобретения электричества, свечи переживали бум – появились даже промышленные, механизированные производства свечей, плетёные и кручёные фитили лучшего качества и пропитки для них; из-за механизированности производства цена свечей несколько снизилась. Кроме того, появились и новые материалы для свечного дела. Первым из них стал  стеарин, который научились делать из животных или растительных жиров (стеарины до сих пор делают на основе и того и другого, растительный стеарин чаще маркируется как «пальмовый») – это белая твёрдая масса, не пахнущая при сгорании, и позволяющая делать долго и ровно горящие свечи. Стеарин был настоящим прорывом в свечном деле и счастьем для тех, кто свечи использовал: например, Майкл Фарадей в своем цикле лекций для юношества об истории свечей писал следующее: «Благодаря изобретению стеарина нынешняя свеча — это уже больше не жирный, противный предмет, каким была прежняя сальная свеча, — нет, это предмет до того чистый, что стекающие с него капли не пачкают вещей и их можно соскрести в виде порошка» (кстати, этот цикл лекций доступен на русском языке в сети, и интересующимся темой я рекомендую с ними ознакомиться). Единственным недостатком стеарина является, наверное, хрупкость – стеариновую свечу можно разбить, случайно уронив на пол, особенно если свеча не очень толстая.

Позже стеарина появляется и парафин – он, в свою очередь, изготовляется уже не из животного или растительного жира, а из нефти или озокерита, и парафин не настолько тверд при застывании, и, как следствие, более прочный. Обе эти массы прекрасно подходят для отливки в формы, и поэтому их довольно быстро начали использовать именно в свечном механизированном производстве, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Изобретение электричества же и начало его внедрения поначалу не сильно сказывалось на производстве свечей: электрификация шла медленно и была довольно дорогим удовольствием, а привычные свечи (а также масло для ламп, керосин и всё прочее для освещения дома) продавались на каждом углу. Параллельно свечам и лампам  существовало и газовое освещение, и какое-то время они друг другу не мешали.

А где в этой истории вощина и «аутентичные» и «исконные» катанки? Да вот же они! Примерно тогда же, во второй половине 19 века, была изобретена и искусственная листовая вощина (еще очень грубая в сравнении с нашей нынешней), причем появляется она отнюдь не для свечей, а для пчеловодства (впрочем и сейчас её производят именно для этого). Нет, натуральной листовой вощины из ульев, бортей и прочего не существует, если кто не в курсе, она только искусственная и только промышленного производства. Делается она из стопроцентного воска (ну, если производитель достаточно добросовестный), а кто уж придумал не использовать вощину по назначению, а скатывать рулончики, чтобы сделать  свечи – тут уже не разберешь, но это случилось явно после её изобретения и не очень давно.

Так вот это я к чему? Это я к тому, что никаких традиционных-славянских-древних катаных свечей нет и не было! Если вам аутентичности – щепайте лучину, ставьте дома светец, на худой конец лепите из глины лампы и лейте в них «олею». Если вам нужно более пафосной аутентичности пропитывайте лучину салом, и делайте сальную свечу (пока горит — нюхайте, наслаждайтесь, следите как все в доме покрывается жирненькой копотью). И имейте в виду, что катанки, с учетом того, когда они появились, куда менее «аутентичны», чем стеаринки и парафинки, появившиеся намного раньше. Или, по меньшей мере, настолько же «неаутетичны» на фоне сальных свечей, масляных ламп и прочих лучин.

А я лично очень радуюсь тому что у нас сейчас — спасибо этой многовековой истории, в том числе истории промышленного производства — есть возможность лить свечи, которые не коптят, не трещат, не пахнут, горят долго и ровно, есть возможность лить свечи любых цветов и форм, какие только не придут в голову, смешивая горючие материалы в совершенно любых пропорциях для достижения своих целей.

Остается, конечно, еще один момент, касающийся чисто магического применения свечей, и тут материал начинает играть роль, хотя и здесь свести все к единственному правильному для магии материалу не получится, просто у каждого из материалов свои особенности, и нужно понимать свои цели и то, как вы эти материалы пристраиваете к делу.

Свечи — это огонь, который мы, как часть стихии огня, используем в ритуалах, и поэтому в первую очередь нам нужно от свечей чистое, ровное, не чадящее пламя – с этой задачей справляются все современные свечные основы. Но нередко мы вкладываем в свечи кое-что еще, нашептываем на них заговоры, накручиваем на них чары, и вот тут начинает играть роль материал, из которого свеча сделана. Воск и стеарин – материалы животного происхождения, и они легче и быстрее «впитывают» наши чары, но и быстрее их отдают. А парафин происходит от земли, делается из древней и тёмной «земной крови», поэтому он обладает определенной инертностью в восприятии чар (и работа с ним требуется более структурная и более длительная), но и большей устойчивостью в их удержании – это классическое земное свойство.

Поэтому если вам нужно, чтобы свеча дольше не «выдыхалась», не теряла то, что вы в неё вложили – берите парафин, а если вам нужно «вотпрямщаз», быстро и попроще – берите воск. Вообще надо помнить, что у каждого горючего материала немного свои свойства, своё происхождение, свои особенности, и откидывать все многообразие материалов ради «аутентичного» и «традиционного» — это значит идти против истории и терять массу возможностей лично для себя.

© Shellir (Наталья Никольская)

Источник