Цербер (Кербер) – страшное чудовище, вселяющее ужас одним своим видом. Мощное, крепкое, звериное тело с тремя собачьими головами, пугающими жутким оскалом острых клыков. Из пастей у них вытекает ядовитая жидкость. На спине у монстра вместо шерсти извиваются, готовые в любой момент смертельно ужалить, ядовитые змеи. И в довершение – на хвосте голова чудовищного дракона.

Своим появлением на свет Цербер обязан паре одних из самых отвратительных в истории созданий: Тифону (который имел сотню драконьих голов, часть человеческого туловища и извивающиеся кольца змеиных тел вместо ног) и полуженщине-полузмее Ехидне.

У Цербера были такие же жуткие, как и он, братья и сестры: Орк – пес с двумя головами и хвостами, Немейский лев, Лернейская гидра и Химера. Но именно треглавый монстр был одним из самых любимых матерью детенышей. Родительница с младых лет закаляла чадо в невыносимо пылающем пламени огнедышащего вулкана, что должно было принести вечную жизнь.

Для древних греков имя Кербер всегда ассоциировалось со словом опасность. Встреча с ним изначально означала горе и смерть. Ведь именно этому чудовищу была доверена миссия охраны входа в царство вечного забвения, территорию мертвых. Аид не зря поставил именно такого зверя-убийцу встречать усопших. При появлении вновь прибывших, пес мог радостно вилять своим уродливым хвостом, приветствуя новые души несчастных. Но вот выбраться из вечной тьмы до определенного момента не удавалось никому. Жуткий пес безжалостно разрывал на клочки тех, кто рискнул совершить побег.

Некоторые источники говорят о том, что даже новых жителей царства Цербер при встрече стремился укусить. Для того чтобы как-то задобрить неприступного стража, в гроб покойнику было принято класть медовое лакомство – пряник. Кстати, в своей Энеиде Вергилий упоминает о том, как Сибилла усыпила Кербера, накормив его тем же самым сладким угощением, предварительно пропитав его снотворными травами, чем погрузила животное в сон и позволила Энею проникнуть в запретную для живых зону.

В мифологии известно немного случаев, когда удавалось прорваться сквозь такую мощную охрану гигантского пса. Одним из смельчаков описывается Орфей, который безумно хотел вернуть к жизни свою возлюбленную Эвридику. Лишь благодаря своему сладкоголосому пению юноше удалось усыпить стража и пройти преграду. Вырвать девушку из плена Аида, к сожалению, не удалось, но Орфей был одним из немногих, кому удачно удалось покинуть царство мертвых.

Другой мифический герой, побывавший в загробном мире – это знаменитый Геракл. Он пообещал царю Эврисфею, что приведет Цербера к нему. Великому сыну Зевса удалось уговорить Аида отпустить пса вместе с ним на волю. Для этого Гераклу необходимо было справиться со злобным стражем голыми руками, не применяя никакого оружия. Схватка была не на жизнь, а на смерть: голова дракона, находящаяся на хвосте Цербера, безжалостно кусала нападавшего, змеи пытались ужалить несущими смерть жалами. Гераклу пришлось приложить всю свою недюжинную силу, для того чтобы одержать победу. Он не разжимал рук, сомкнутых на шее пса, до тех пор, пока тот не пал к его ногам в изнеможении.

Оказавшись на поверхности земли и попав под солнечные лучи, животное неистовствовало и бушевало, рыча и извиваясь. Из его разверзнутых в жутком рычании пастей на землю капала слюна. На этих местах вырастала ядовитая трава под названием аконит. Несмотря ни на что, победитель сдержал обещание и доставил Цербера ко взору царя Эврисфея. Тот пришел в неописуемый ужас при виде треглавого монстра и велел отправить чудовище обратно в мрачное царство. Имя Цербер стало нарицательным, обозначая неприступного строгого стража.
Источник