Соответствия между рунами и деревьями наиболее широко известны в кельтском Огаме, но Огам – не единственный строй, в котором руны посвящались определённым деревьям. В старину деревья почитались как источник мудрости и понимания; именно в священных рощах поклонялись Родным Богам славяне и германцы, а сейчас – как и встарь – поклоняются марийские язычники.
1. яблоня 2. пихта 3. вяз 4. кипарис 5. тополь 6. картас 7. сосна 8. ива |
9. липа 10. орешник 11. рябина 12. клен 13. орех 14. жасмин 15. каштан 16. ясень |
17. граб 18. имбирь 19. дуб |
Hа севеpе Hижегоpодской области маpийцами по сей день сохpаняются священные pощи – «кеpеметища» (Название может иметь своё начало в корнях «КРЕС» (огонь) и «КРОМ» (потаённое) ), а также священные деpевья, pастущие и вне таких pощ, – их возpаст достигает 400 лет. В pяде деpевень их называют «матеpями» и «отцами», пpиносят подаpки в дни пpаздников, пpи отъезде, пpи неуpядицах в жизни. Зафиксиpована песня, pассказывающая о пpощании с липой-«матеpью деpевни» воина, уходящего на войну в 1941 году.
Hеpедко деpевья эти мешают местному населению в хозяйственной деятельности, но отношение к ним неизменное. Считают, что человека, спиливающего любое стаpое деpево близ населенного пункта, ждет несчастье, смеpть, так как возможно существование какого-либо связанного с деpевом условия, неизвестного и забытого давно всеми. С такими деpевьями пpинято связывать и то, что нет стихийных бедствий («на погоду воpожат»). Также, поклонение деревьям ярко видно в культе кельтов.
Наличие связи между рунами и деревьями видится вполне ясно: Berkana и Берёза, Eihwaz и Тис, Algiz и Тростник, Ansuz и Ясень, Thurisaz и Тёрн – и это на примере только одного рунического строя! Соответствия между рунами Футарка и деревьями выведены такими рунологами, как Э. Торссон, Ф. Асвинн, Н. Пенник. У славян в названиях эта связь отражена слабее: только лишь Берёза и Бук (в названиях, но не в смысловом значении).
Швейцаpский психолог и психиатp Каpл Густав Юнг (1875—1961 гг. н.х.л.) показал, что обpаз деpева живет в качестве аpхетипа в индивидуальном и коллективном бессознательном. И действительно, это один из самых яpких, животвоpных и унивеpсальных символов. Дерево отражает какой-либо один аспект данной руны (когда дерево гармонически связано с потенциалом руны), и, являясь «покровителем» нескольких рун, объединяет их каким-либо общим для них качеством (с тем или иным деревом может быть связано более одной руны). Как известно, деревья также связаны с каждым человеком через дату его рождения в соответствии с календарем друидов. Нельзя сказать, что они совпадают. Рун больше, чем деревьев в календаре, и они порой отличаются, но это не значит, что их нельзя сопоставить.
Если руны идеально укладываются в 360-градусный круг, то о «гороскопе друидов» (он же и календарь) этого сказать нельзя. Впрочем, источники, по которым приводится этот календарь не заслуживают особого доверия потому, что это явно «перевод с перевода» т.к. 18. Ingwer никак не может быть «инжиром» это имбирь, и еще потому, что, кроме инжира, в тех северных краях, где жили друиды документируемого времени, маслины и каштаны тоже не росли. Однако такой календарь несомненно был, и его восстановление просто еще ждет своих исследователей.
Календарь же, приведенный выше (по крайней мере, его классический вариант, 24 руны по 12 знакам Зодиака) можно использовать в практических целях. Так, по нему можно найти свою руну рождения, которую можно использовать как «сигнификатор», то есть руну, обозначающую самого спрашивающего. В рунических раскладах сигнификатор вообще-то не требуется, но если вы будете использовать карточные расклады, там такая позиция может встретиться. Кроме того, знать свою руну полезно, потому что она и сама по себе может служить вам охранным талисманом, гармонизатором, подписью-монограммой и т.д. Так, если вы родились 24 сентября (последняя треть месяца, знак Весов), ваша руна — Маннас. В принципе этого уже достаточно, но если вы занимаетесь астрологией, то можете найти не только руну Солнца (Весы), но и руны Луны и асцендента. Скажем, Луна 11° Водолея, а АС — 26° Льва. Тогда у вас есть еще две руны, Анзус и Тейвас, он же Тир. Из них можно составить биндруну или ведьмин знак (упрощенный вариант рунескрипта) и носить в виде амулета:
«По периметру» зодиакального круга на календаре нанесены знаки:
— начиная с Овна. Это просто принятое обозначение самих 12 знаков, а не их половинок, соответствующих каждой отдельной руне. Вы можете использовать и их для обозначения знаков рождения — например, Весы тогда будут обозначаться руной Вуньо.
Источники:
- Креслав Рысь «Языческое мировоззрение в славянских резах»
- Колесов Е., Торстен А. — «Руны. Футарк Классический и Арманический»
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?