Исходя из того факта, что большинство изучающих магию начинают этот процесс исключительно с чтения весьма разнообразной сейчас литературы, которая, в силу этого, может стать для той или иной личности формирующей (в особенности если учесть присущую постсоветскому пространству и многим слабо критичным личностям «веру в печатное слово»), стоит кратко затронуть вопрос и о роли этой самой литературы в процессе вхождения в магию, которая, кстати, может быть весьма не однозначной — не стоит думать, что литература способна только передавать ту или иную информацию и ничего более — вспомните нередко всплывающие истории о «магической» книге — книге, само чтение которой меняет читающего. И основная идея этих историй, как можно видеть на примере имевшейся в социалистические времена цензуры (по идеологическим, политическим, психологическим и не только принципам), разделялась и тогдашними «власть имущими» и «стоящими на страже», нередко характеризовавшими то или иное произведение как «идеологически вредное», «опасное» и т.п., на основании чего оно «запрещалось» — и действительно, рискнет ли кто-нибудь утверждать, что литература не способна «влиять» на читателя, минуя его сознание? Ну а если на такое способна «обычная», например, художественная, литература, то чего же тогда можно ожидать от «магической», напрямую, а не косвенно, апеллирующей к изменению сознания (и не только) читателя?

книги1
Осторожность в этом вопросе желательна или даже необходима, причем осторожность, осторожность и еще раз осторожность, а то «как бы чего не вышло», особенно у начинающих, еще не знакомых толком с «магической спецификой»…

Вообще говоря, при всем своем кажущемся разнообразии, литература «о магии» бывает трех основных типов, согласно основной задаче, ставящейся при ее издании:
а) КОММЕРЧЕСКАЯ, издаваемая исключительно ради получения автором гонорара, либо для «создания имени» или увеличения и подтверждения авторитета автора в мире магии (а также и для набора себе учеников — еще один источник дохода) — такая литература отличается сильной адаптацией под слаборазвитого читателя (если, конечно, там есть, чего адаптировать, а то, нередко, вся такая книга содержит лишь абстрактные рассуждения о боге, духовности и прочих «Высших Силах и Законах», нравоучения и море историй — и все это без единой капли стоящей информации) и издается либо в мягкой обложке с громкими названиями, либо в сверхдорогих, «подарочных» стилях оформления. В такой литературе нередки компиляции и даже явный плагиат из других источников, а изложение зачастую фрагментарно, урывочно, без какого-либо прослеживаемого плана изложения. Польза от такой литературы невелика, «но вреда, однако, тоже никакого» (почти…) — купив подобное, вы просто проспонсируете издание автором еще одного аналогичного «шедевра магии». Объем таких книг затрагивает, чаще всего, как минимально, так и максимально возможные значения, книги, нередко, перенасыщены иллюстрациями, не относящимися к теме изложения. Как правило, никогда нет списка использованной или ссылочной литературы.

б) РЕАЛИЗАЦИОННАЯ, нередко издаваемая за счет автора, и предназначенная для официальной фиксации той или иной информации, полученной автором. Кроме этого, в данную литературу нередко попадают и «труды» элементарных резонеров и графоманов, у которых «силы, чтобы творить, есть, а знаний и таланта, чтобы творить, нет». По качеству полиграфии может быть как сверхдешевой (если издана за счет небогатого автора), так и средней (если автору все же удалось соблазнить издательство). Объем такой книги в основном «средний» — около двухсот-трехсот страниц, а информация, в них содержащаяся, может быть как хаотичной и, опять-таки, духовно ориентированной с большим количеством громких терминов (продукт резонера), так и весьма конкретной (если автор — специалист), содержащей продуманно изложенную информацию теоретической или практической ориентации (смешанная теоретико-практическая книга попадается сравнительно редко).

в) СОБСТВЕННО МАГИЧЕСКАЯ, преследующая не столько коммерческие, сколько магические цели. Издания бывают от среднего объема и качества (малый объем и низкое качество довольно редки, но тоже встречаются) до строгих, «академических» вариантов, в объемах полутысячи страниц, которые иллюстрированы исключительно «по делу». Данные книги практически не упоминают термины типа «Божественность», «Духовность», «Высшее знание» и т.п. «резонерские» определения (ну если только в книгах о теургической или религиозной магии) — они конкретны, хорошо спланированы, содержат как теорию (включающую, нередко, словари и классификации), так и практики, и, нередко, список использованной и рекомендуемой литературы. Отличительная черта таких книг — их многоплановость: там затрагиваются одновременно несколько взаимосвязанных между собой областей знания — магия, история, психология, социология, реже — экскурсы в естественные науки. Нередко трудны для беглого ознакомления и требуют не только спокойного и вдумчивого чтения и проработки, но и наличия определенного собственного опыта у читателя, без которого понимание излагаемого материала может оказаться сильно затруднено.
Ну а теперь стоит рассмотреть, какие же конкретно магические цели могут преследовать те или иные «серьезные» книги (которые, кстати, могут иметь и коммерческий успех, но все же главная цель у них — иная):

ПЕРВАЯ очевидная цель издания такой литературы — это формирование или развитие некоего мини-социума читателей-последователей и единомышленников основной идеи книги: для этой цели основные идеи излагаются максимально подробно, с большим количеством ассоциативной информации (облегчающей понимание). Нередко такая литература преследует целью формирование, поддержание или же возрождение той или иной магической традиции. Как правило, в книге содержится та или иная контактная информация для желающих очного общения на излагаемую тему. Учебный потенциал таких книг весьма высок — освоив самостоятельно предлагаемые там теорию и практики, можно начать «встраиваться» в ту или иную магическую традицию.

ВТОРАЯ цель, которую преследует магическая (идеологическая, религиозная, психологическая — и т.п…) литература — это подталкивание колеблющихся, уже почувствовавших свои возможности или же самостоятельно додумавшихся до чего-либо нестандартного и потому ищущих новую информацию, к тем или иным традициям, либо хотя бы просто к расширению своего мировосприятия. Такая литература, которая встречается отнюдь не только в эзотерических магазинах, наполнена «эмоционально-понятийным потоком смыслового сознания», и ее чтение нередко вызывает положительную эмоциональную реакцию, под который, исподволь, практически не заметно для читающего, идет переориентация мышления с грубо материалистического на более открытое к восприятию совершенно нового, либо с некоего «общего» варианта мышления на требующийся для той или иной традиции. Последнее, кстати, может нести и негативную функцию, уводя от еще только зарождающегося, интуитивно нащупываемого, практически не аргументированного и потому слабого, но оригинального взгляда на мир в русло некоторой давно уже сложившейся и потому идеологически намного более мощной концепции — и, таким образом, многие оригинальные мысли могут быть безвозвратно утрачены…
Данную цель, кстати, неплохо реализуют и широко распространившиеся художественные книги стиля «фэнтези», чтение которых впоследствии нередко приводит к появлению интереса к магии (так как там нередко встречается описание первых признаков спонтанной инициации магических способностей или самоинициации, которые может узнать у себя читатель; нередко встречается также и описание простых и не очень магических техник, которые совершенно случайно могут «получиться» в обычной жизни и, после осознания результата, заставят «сильно задуматься»). И авторы таких произведений, кстати, вполне могут не просто «выплескивать свой внутренний мир» на страницы книг, но и нередко, сами того четко не осознавая, выполнять и весьма определенный «социальный заказ» со стороны магических кругов. Встречается также и прямое описание известных автору магических действий либо измененных состояний сознания, известных не только «со слов» знакомых автору магов, но и используемых им самостоятельно — а такое описание отличается прямо-таки гипнотическим убеждающим воздействием, особенно когда выполнено в состоянии творческого вдохновения (читай — транса, а что из этого следует, объяснять, думается, нет необходимости).

ТРЕТЬЯ цель, которая отнюдь не так безобидна и благородна, как первые две — это замаскированное подключение читателя к конкретному эгрегору (нередко просто для цели поддержания последнего). Выполняется это либо посредством настойчивого формирования «правильного образа мыслей» через подробное изложение с примерами каких-либо теорий (той же Кармы, например), либо, что тоже встречается довольно часто, путем предлагаемой в книге «с практиками» (которых зачастую так жаждут начинающие осваивать магию) процедуры «самоинициации» либо иной магической операции, характерной для какой-либо магической традиции, и предназначенной для реализации процесса подключения, но декларируемой якобы для достижения некоторой иной цели. Не вдаваясь сейчас в подробности последствий от такого подключения, стоит обратить внимание лишь на основной эффект от чтения таких книг — ощущение тяжести, нередко и головной боли, и чувства «манит-отталкивает» в начале книги, которые сменяются спокойствием и «осознанием» (нередко с «вдохновением» и даже «просветлением») ближе к ее концу — такой эффект происходит по причине как борьбы сознания и подсознания, так и борьбы текущего и подключаемого эгрегоров за использование конкретного человека. У таких книг нередко имеются и продолжения, которые, после чтения начала, тоже «начинает хотеться» прочитать. Данную цель нередко преследуют (помимо всего прочего) и «формирующие традицию» книги.

ЧЕТВЕРТАЯ цель, которую нередко преследуют в магической литературе, тоже, как и предыдущая, небезопасна для читающего — это деструкция какой-либо мешающей той или иной системе магии идеи, силовое отключение максимально возможного числа людей от какого-либо мешающего определенным магам коллективного эгрегора, либо разрушение или ослабление противоположной магической традиции (вплоть до лишения Силы ее начинающих адептов) — то есть элементарная «борьба идей» «за души людей» (во-первых чтобы «свои люди» не уходили, и, во-вторых, если удастся — и новых привлечь). Самые наглядные примеры подобного — борьба на страницах книг христианства с порожденным им же сатанизмом, борьба христианства с язычеством или же магией вообще — думается, что хотя бы один из этих примеров уже знаком читателю. Характерная черта многих таких книг — очень эмоциональное и рационально убедительное доказательство «истинности» излагаемого подхода наряду с подробной критикой (как конструктивной, так и не всегда — последнее часто характерно для христиан) подхода противников, в подтверждение чему приводятся нередко «притянутые за уши» примеры неблагоприятных последствий от использования «лжеучения» (а аналогичные неблагоприятные последствия от излагаемой концепции никогда не упоминаются).

В случае, если позиция деструктора сильнее позиции объекта воздействия, в адрес последнего встречается также и высмеивание, более или менее явное — а, как известно, то, что можно осмеять, уже не годится в качестве «Высшего Закона» и не так уже и сильно способно влиять…

книга

Кроме прямой и явной «агитации», возможно также и спокойное убеждение (параллельно со скрытым внушением и прочими магическими и психотехниками), действующее, зачастую, намного эффективнее — например, излагается какая-либо теория, далеко не всегда как-либо связанная с «целевой» теорией (которая должна быть разрушена), и, постепенно вникая в суть излагаемой теории, читатель поневоле и незаметно для себя переориентируется на нее, а «целевая» теория в его восприятии как-то постепенно «теряет яркость», «перестает привлекать» и т.п. образом «обесценивается» — но такая практика встречается несколько реже «лобовой атаки», ибо требует весьма высокой квалификации автора-индуктора.

И вот, благодаря всем этим эффектам, возникающим при следовании той или иной цели в магической литературе, и возникает нередко в сознании и подсознании читателя процесс «борьбы идей», почерпнутых из различных источников и потому мало совместимых — и этот процесс, в случае, если личность не способна адекватно себя контролировать, может вызвать весьма плачевные последствия — от устойчивой депрессии до попадания в соответствующую клинику. Ну а если читатель еще и худо-бедно владеет магической Силой, то возможны и более печальные последствия не только для него, но и для его окружения, так как его силой будут пользоваться в своих «разборках» идеи и стоящие за ними сущности (те же эгрегоры, например).
Также, как было уже отмечено, под воздействием чтения «сильной» литературы, может произойти и потеря только еще формирующегося «собственного пути», в результате которой читатель либо окажется в глубокой депрессии, утратив то единственное, что было «только его», либо невольно для самого себя «встанет под знамена» ЧУЖОГО для него взгляда на мир, так не сформировав свой собственный…

И чтобы хоть как-нибудь минимизировать данные процессы, можно посоветовать начинающим следующее:

— не читать «все, что попало», а последовательно изучать ту или иную одну (!) заинтересовавшую вас традицию (если вы верующий, то и однозначно разрешаемую вашей верой), после освоения которой постепенно переходить к другой, не являющейся антагонистичной к первой (весьма неплохо также, если новая традиция НИКАК не пересекается с уже освоенной)

— не читайте «с надеждой на новое знание» книги, описывающие простым языком ранее совершенно не известный вам свод правил, теорий или философий (это касается, в основном, ситуации попытки освоения ранее совершенно неизвестной традиции) — некоторая отстраненность и скепсис наряду с обязательным наличием иных источников информации (в том числе и критических) о новой для вас традиции или концепции крайне желательны. Если же хотите «получить общее представление» о той или иной концепции, почитайте для начала ссылочную или адаптационную литературу о ней вместо чтения собственно первоисточника (который, как правило, имеет огромный потенциал воздействия на психику), либо просто посмотрите (если есть такая возможность) «со стороны», не привлекая к себе внимания, на ее сторонников и оцените, нравятся они вам или нет — этот, крайне примитивный способ оценки, зачастую дает неплохой результат. И только если все вас устраивает и нравится — беритесь за первоисточники.

— очень желательно не заставлять себя читать книги, которые «не идут» или создают дискомфортное ощущение — если этого не сделать, продолжив чтение «через силу», можно ведь не только «попасть под влияние», но и вообще Собственной Силы лишиться (и такая цель некоторыми книгами преследуется)…
старайтесь запоминать прочитанное, но не принимать «на веру» что-либо вам до этого неизвестное, кроме того, никогда не бойтесь сомневаться в позиции книги или спорить с ней (хотя бы даже и на уровне простого внутреннего диалога)

— ведите «дневник чтения» (или просто дневник…), куда обязательно записывайте все свои размышления и идеи, возникающие как сами по себе, так и в процессе чтения книги (или просто с течением времени) — это поможет не только не потерять «между делом» что-нибудь ценное, но и ретроспективно отследить факты внешнего воздействия на ваше мышление либо мировосприятие или же ассоциативно восстановить какое-либо ваше прежнее состояние.

Ну и конечно, совершенствуйте свое мышление, неэмоциональную память, самоконтроль и управление эмоциями, обязательно учитесь по собственному желанию «сбрасывать» и снова «воссоздавать» возникающие при чтении состояния, а также «подставлять» влиянию книги не «свое сущее», а его копию-марионетку, наблюдая потом за состоянием которой, можно адекватно оценивать, стоит ли «допускать» книгу в свое сознание — а это все можно освоить, отложив на время занятия магией и занявшись практической психологией, владение чем, с точки зрения автора данных заметок, магику крайне полезно и, может быть, даже необходимо…

Источник