Выступает как символ центра мира и как символ дома (последний также соотносится с образом центра). Разжигание нового огня в очаге символизирует начало нового периода после очищения. У ариев Индии и у римлян очаг был центром домашнего культа, то есть выступал в качестве алтаря.
В Греции существовал культ Гестии, богини священного очага, расположенного в центре мира; каждый домашний очаг считался его образом и подобием. В Риме аналогичную Гестии функцию выполняла Веста; в посвященном ей храме постоянно поддерживался огонь, хранительницами которого были особые жрицы-девственницы — весталки. Могила женщины у римлян украшалась изображением домашнего очага. В фольклорной традиции герой нередко связан с очагом, пеплом, золой, в чем также находит выражение символика образа.
«У ариев Индии и у римлян очаг был центром домашнего культа, то есть выступал в качестве алтаря» — все возвращается на круги своя и уже несколько лет молодожены на свадьбах в ресторане «зажигают семейный очаг» от свечей своих родителей по руководством тамады, хотя сами едва ли серьезно вникают в символическую суть процесса.
Хотя знаю одного человека, который уверен, что это ни много ни мало как «черная месса», поскольку верит, что любое зажжение свечей вне церкви есть «пародия на христианские таинства».