Она пришла за гарантиями. «Похожу немного», — думала она, — «и пойму, как создать стабильные, надежные отношения. Чтобы наверняка».
«Нет гарантий» — говорю я.
Смотрит на меня и замирает.
«Вы перестали дышать. Так страшно?»
«Да, очень», — говорит она. — «На что тогда опираться? Я не понимаю всего это, что пишут психологи: на себя, на «сейчас». Не понимаю и не получается. Мне 33. Я хочу отношений, чтобы уже наверняка, с гарантией!»
Ожила, задышала, смотрит с «вызовом».
«Пожалуйста», — говорю я. — «Если вам нужна идея про то, что есть гарантии, если это спасает вас от невыносимой тревоги — оставляйте».
Опять замирает. Потом выдыхает и плачет.
«Я устала. Я так устала. Я ищу то, чего нет, это отнимает столько сил! Я больше не могу так».
*******
Я часто имею дело с тем, что люди пытаются обыграть жизнь. Пытаются сделать то, что непредсказуемо — понятным, определенным и контролируемым. Да что люди, я же и сама из таких!
Хочется найти инструкцию, хочется разложить по полочкам, все объяснить и зарисовать схему. Только почему-то не выходит. Почему-то все: отношения, люди, жизнь — все выбивается из якобы понятной картинки.
И тогда очень тревожно. А когда очень тревожно, хочется усилить контроль, хочется ещё побольше приложить усилий, чтобы разобраться, понять, где кнопки, куда нажать, чтобы «наверняка».
*******
Я экзистенциальный психолог. Клиентам это знать не обязательно, это моя личная система верований, на которую я опираюсь. В мои задачи не входит дать клиенту какую-то «правильную» жизнь. Лишь помочь ему увидеть, как его жизнь организована.
Как он бежит от жизни, боясь того, что она непредсказуема. Как бежит от отношений, тревожась, что у них нет гарантий, они могут закончиться или причинить боль. Как много сил тратит на поддержание иллюзий, лишь бы не соприкоснуться с тем, от чего они защищают: с тревогой, с неопределенностью, с конечностью всего.
********
«Мне не нравится, что вы говорите» — злится она. — «Я не хочу про эту вашу неопределенность и тревогу, я хочу, чтобы было легко и понятно!»
Знаю. Знаю, что взрослеть — тяжело. Но как ни парадоксально, легче становится, когда перестаёшь бегать от непредсказуемости жизни. Когда полностью капитулируешь перед тем, что «все может быть». Когда принимаешь это — очень много сил освобождается. Собственно на то, чтобы жить, а не защищаться от этой самой непредсказуемой жизни.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?