Некоторые полагают, что Ловец Снов — это наследие культуры североамериканских индейцев. Однако, это, если и не ошибочно, то, во всяком случае, не полно. Ловцы Снов, Ловушки для духов сновидений пришли к нам из шаманских практик не только коренного населения Америки, но и народов Севера, Сибири, Азии и т.д.
Внешне Ловец снов похож на решето – круглый каркас с натянутыми на нем нитями, которые образуют различные узоры. Причем каждый из узоров несет свой эффект. Например, Ловцы индейцев притягивают «плохих» и «хороших» духов сновидений. А потом отсеивают «плохих» – те запутываются в паутине и растворяются с первыми лучами солнца – а «хорошие», зная правильную дорогу, мягко скользя по перьям, спускаются к спящему, неся ему светлые, безмятежные сны.
Иное предназначение у Ловушек народов Сибири – они являются непосредственным предметом силы у шаманов и служат для работы в сновидческой практике. Задерживаемые в них духи не делятся на «хороших» и «плохих». За день они ловятся в паутину, задерживаясь в ворсинках меха, а ночью во время сна спускаются по центральному шнурку к спящему шаману, превращаясь в образы. Это делает сны более яркими, острыми, динамичными и зачастую жесткими – потому что работа с подобным Ловцом снов подразумевает борьбу, где нужно выйти победителем. Образы (и далеко не только приятные), которые являются во снах, способствуют активизации и точном осознании себя внутри сна – это одна из самых распространенных шаманских техник. Однако, неумелое использование ловушки может привести к печальным последствиям, поэтому к работе с ней нужно подходить серьезно.
Придавая большой сакральный смысл кругу – символу бесконечности, цикличности, единения – именно так он воспринимается в шаманских практиках – можно отождествить Ловец снов с путешествием Солнца по небосклону. Помимо этого в Кытгьем (корякск. «приманка») – так называется азиатский вариант ловушки – можно увидеть немало символичного: это и фигурки зодиакальных животных, либо же небольшие вещички, которые шаман привязывает на ловушку в знак напоминания, чтобы вспомнить давнишние сны; это и 36 направляющих нитей, левосторонняя спираль, узлы и многое другое – обо всем не напишешь, а ищущий найдет…
Ловец снов, кытгьем – это в первую очередь предмет силы, и поэтому я считаю, что делать их надо самостоятельно, с долей намерения и соответствующей настройкой. В специализированных магазинах выбор может быть невообразимым, но то, что поставлено на конвейер – вряд ли удовлетворит нас, я уж промолчу о том, с какими мыслями могли сделать их.
Кытгьем – ловушка для духов сновидений
Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями (по типу сита). Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают те или иные сновидческие эффекты.
Сильными считаются ловушки сибирских народов. Они предназначены только для шаманской работы, потому что задерживаемые ими духи не сортируются на добрых и злых. Это обстоятельство делает сновидения более динамичными, яркими и жесткими по содержанию. Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Насыщенность сновидения различными образами (иногда пугающего содержания) способствует осознанию себя внутри сна. Достижение осознания себя во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить разумно. В мансийском сказании «Сонный человек» приводится пример неумелого использования сновидческой ловушки.
Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадается пестрая тетерка – его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
Кытгьем (корякск. «приманка») – один из вариантов азиатской ловушки для сновидений – рама с натянутыми двухцветными жилами (нитями), часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей, а другая часть формирует левостороннюю спираль. Смещенный вверх центр обозначается меховым кружком, от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми кисточками на концах. Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней части рамы. Различные фигурки животных и духов размещают без какого-либо порядка по всему полю плетения.
Форма ловушки типа кытгьем, по всей видимости, была навеяна видом окаменевшего головоногого моллюска аммонита, жившего на земле с девона палеозойской эры (410 млн. лет назад) по меловой период мезозойской эры (70 млн. лет назад). Свое научное название аммонит получил от имени древнеегипетского бога Солнца Амона, изображавшегося с головой барана. Созерцание аммонита в древности использовали для достижения осознанности во сне и обретения дара пророчества. Аммонит причисляли к священным драгоценным камням Эфиопии. Он символизировал Юпитера-Амона. Помимо этого, спираль с древнейших времен считалась символом солнца.
Каждая часть ловушки наделяется особым сакральным смыслом. Круглая деревянная рама передает целостность и гармонию Вселенной, ее оплот и одновременно бесконечность. Иногда к ней привязывают 12 фигурок годового цикла. 36 направляющих нитей темно-синего (черного) цвета символизируют Землю и Серединный мир вообще, а левосторонняя спираль из красной нити отражает характер Полуночного Солнца, светила страны сновидений. Меховой центр – это приманка для духов, 4 кожаных шнурка – дороги духов, узлы – сила намерения. Считают, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам, проходят через спираль и задерживаются в ворсинках центра. С наступлением ночи пойманные таким образом духи спускаются по центральному шнурку и становятся образами снов. Приснившиеся образы запечатляются впоследствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает в разных местах поля плетения. Таким образом, ловушка служит и своеобразной записной книжкой, по которой можно вспомнить давнишние сны.
Плетение
Основу (натуральная она будет или нет – на мой субъективный взгляд, не имеет особого значения, ибо имеет значение лишь намерение и Сила, а кто не уверен в себе лишь потому, что считает если без ивового прута Силы в ловушке не будет – увы, лучше ему отказаться от затеи создавать предметы Силы) размечаем на глаз или маркером так, чтобы у нас получилось 36 лучей от центра в итоге (это 18 кусков нити). Нам еще понадобится мех (на обод и бубенчики), нить или кожа для подвесок, значимые элементы в украшениях (я люблю брать помимо прочего символы мужского и женского, а так же духа-хранителя ловушки, олицетворяемого любым существом), клей, ножницы, может быть перья (1)…
(2,3) – начинаем привязывать нити по разметке по кругу
(4) – намечаем спираль, чтобы выяснить нужный размер нити (берем получившуюся длину + её половина. Я люблю спираль делать другим цветом нитей, чем лучи, но это не принципиально)
(5) – Привязываем нить и начинаем не спеша вязать узлы (узелковая магия – вещь серьезная и древняя, на каждый узел говорится заклинание, которое вы хотите озвучить в каждом конкретном случае)
(6,7) – спираль должна состоять из 4,5 оборотов (по традиции)!
(8) – вырезаем меховые кружки в центр ловушки (2 шт, с двух сторон) и на окантовку полоску меха
(9,10,11) – примеряем окантовку, вырезаем бубенчики, плетем шнурочки. Из центра мехового круга по традиции свисает шнурок.
(12,13,14) – привязываем шнурки и начинаем украшать на свой вкус. У меня получились камни, перья, раковина как символ женского, зуб коровы как символ мужского, голова жука-рогача как символ духа-хранителя ловушки.
(15) – кытгьем готов к освящению и оживлению.
Я такое умею))) И это не только шаманский инструмент, но и вполне живое существо.