Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства. В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам.

Долгорукий — значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода.

В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука». В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия». В эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия. В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.

Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение: «Почетней в мире левая рука, но правая почетней на войне. Где радость — левой стороне почет, а где злодейство — правой стороне» («Дао дэ цзин»). В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания — левая. В целом повсеместно правая рука выступает как доминирующая (ср. выражение «правая рука» в значении «главный помощник», а также «десница Божия» — то есть правая рука, в отличие от левой, именуемой шуйца).

Жесты предстают как одно из основных средств выражения мыслей и чувств. Так, например, в различных культурах соглашения и клятвы сопровождались жестами и символизировались ими, Существуют жесты благословения, покаяния, молитвенного обращения. В индуизме и буддизме получил распространение особый символический язык жестов — мудр («мудра» одновременно означает «печать» и «жест»), используемый в ритуалах, танцах, а также в иконографии. В рамках культа мудра выступает в качестве «вещественного» знака, печати, скрепляющей намерение верующего (к примеру, обет, обращение за помощью и т.п.).

На Среднем Востоке воздеваемая вверх правая рука с поднятым указательным пальцем выражала крайнюю степень почтения, так приветствовались божества; в христианстве с этим жестом изображались волхвы, прибывшие поклониться младенцу Иисусу. Оранта, Богоматерь, с воздетыми в молитве руками, изображенная в фас, повторяет жест египетской ка — человеческой души, являющейся перед богом после смерти. В Древнем Риме соединение правых рук символизировало верность заключенному договору; изображение этого жеста помещалось на монетах с Фидес, богиней верности клятве. В средние века вассал вкладывал свои руки в руки сеньора в знак подчинения; рыцарь бросал перчатку противнику в знак вызова. Рукопожатие изначально выступало как символ дружелюбия, доверия.

Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. В средневековой классификации мизинец символизирует веру и добрую волю, безымянный палец — раскаяние, средний — милосердие, указательный — ясный разум, большой — божественность. Палец может выступать как объект жертвоприношения, в этом случает он заменяет человека; примеры этого рода встречаются в разных традициях. В индуистском мифе Шива отсекает себе палец, чтобы умилостивить Кали, в некоторых провинциях Индии среди матерей было принято отсекать себе палец из боязни потерять ребенка. Кроме того, нужно помнить, что долгое время люди считали «на пальцах». Рука — символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.

Источник