Древнее Колесо катится по Земле вслед за Солнцем. Великий праздник Мабон пришел, Колесо года скрипнуло и повернуло к зиме.
В древности как такового праздника Мабона вообще не было: урожай даже в северной Европе собирали все-таки в разное время: все зависело и от места, и от погоды в конкретном году. Отмечали окончание сбора урожая и начало ярмарок.
Дни праздника примерно совпадали с днем осеннего равноденствия, отмечали несколько дней, а чаще неделю. Человеческие энергии совпали с природными: Солнце сейчас «празднует» последние мгновения длинного дня, а затем ночь вступит в свои владения.
Считается, что когда день становится короче ночи, Богиня-Природа спускается в Царство мертвых. Бог-Солнце остается бродить в одиночестве, чтобы присоединиться к Богине во время Самайна и оставить нас здесь во тьме и одиночестве.
Вот и получается Мабон праздником радостным (урожай собрали, основные хлопоты закончились) и одновременно грустным — это окончательные проводы лета.
Главная задача Мабона для людей — это, конечно, подведение итогов, сбор урожая и его сохранение. Уже собран хлеб, но остались овощи, корнеплоды, ягоды. Начинается сезон охоты и появляется мясо на столе. Собирают и сушат грибы. Варят ячменное пиво. Консервируют урожай, считают запасы — чего вдоволь, а чего еще и подкупить надо. В это время люди меняются излишками — отсюда и ярмарки.
Мабон — это почитание Богини. Но уже как пожилой женщины, которая скоро покинет нас. В это время воздают почести покойным женщинам в семье. День семейный. Общения детей и внуков со старшим поколением. Как воздаем мы почести Богине, так и слушаем своих родителей, бабушек и дедушек.
Это время благодарности за то, что нам было дано. Мы радуемся и преподносим дары Богу и Богине в ответ. Это время заветных желаний: как мать готова исполнить желание своего ребенка, как бабушка балует внуков, так и Богиня, уходя, щедро одаривает тех, кто ее почитает.
Разумеется, первая просьба к Богине на зиму — здоровье для себя и для близких. Чтобы сохранились в нас тепло Солнца и Сила Природы до самой весны.
О детях в Мабон просят. Это время преемственности поколений, свадеб и зачатия. Бог, оставшийся в одиночестве, мог посетить женщину, чтобы дать ей детей. Бог, конечно, уже и тоже немолод, но еще в силах, а значит, не прочь повеселиться в одиночестве. С этим связан некоторый эротический, даже грубоватый подтекст праздника. Это время Посоха, который Богиня, уходя, оставляет Богу в полное владение.
Кроме того, это еще и время Рогатого Бога, Бога зимы, то есть второй сущности Луга (Зеленого Бога). Две сущности Бога, день и ночь, тепло и холод сражаются друг с другом. Погибая в Самайн, Луг приносит добровольную жертву, спускаясь вслед за Богиней в Царство Мертвых, чтобы снова возродиться весной и затем вывести на поверхность свою Мать, Жену, Любимую.
Это мужское время, когда мужчины соревнуются между собой, показывая свою силу. Юноши в эти дни шли на свою первую охоту, проходили испытания, после которых их признавали взрослыми.
В дни осеннего равноденствия ходят на природу, собирают семена и опавшие листья, которые затем используют для украшения дома и алтаря, для магии и как талисманы. Ведьмы и колдуны делают себе новый посох, метлу и волшебные палочки — соки в деревьях замерли, значит, уже не повредишь растение.
На праздник стоит одеваться красиво, ярко, как Природа, которая наряжается в свои последние, самые красивые наряды. Это время, когда надо хвастаться урожаем, не боясь дурного глаза (напоследок Богиня присмотрит за нами). А Бог отметит, кто лучше трудился, кто дороже и краше одет в эти дни, у кого богаче стол. К тому он и будет милостив дальше. Если дарить, то от души. Или менять на равнозначное. Например, на труд, если человек ничего не может дать вам взамен.
Подарки дарят едой, пирогами, теплыми вещами.
С Мабона мы начинаем отдавать, чтобы почувствовать радость обладания. Прежде всего, делиться надо с теми, кто не по своей воле не имеет возможности работать, а также находиться в кругу семьи: воины, заключенные, батраки, те, кого отправили в другой город, кто разлучен со своими родными (фактически командированные наемные работники в современной интерпретации).
Не жадничайте, дарите подарки, покажите Богу, что вы собрали за год урожай и что вы готовы справедливо его разделить — часть себе, часть близким, часть чужим. Пусть он и дальше дарит вам подарки, зная, что вы заслуживаете их, потому что готовы упорно трудиться весь год.
Подведение итогов и построение планов на будущее. Долгосрочных планов, которые долго развиваются, но и результаты дают долгие. Мы решаем, чего мы достигли, что надо выкинуть из жизни, что сохранить. А над чем зимой и поработать, чтобы было, что весной начинать. Для этого хорошо бы перед Мабоном найти время, чтобы побыть в одиночестве, проанализировать прошедший год, ответить себе на все вопросы, о которых я только что сказала.
На Мабон можно еще раз провести ритуал сжигания того, от чего надо избавиться. Как обычно: на листке бумаги, например. А можно сделать красиво, написать все отжившее на осенних листьях и сжечь в осеннем костре, если у вас есть такая возможность.
Те, кто пишет записки на избавление от всего плохого, в этом году уже такой ритуал провели совсем недавно и могут к нему не возвращаться.
Конечно, как на любой праздник, надо загадывать желания! Неважно, обновляли ли вы недавно тетради желаний. Эту часть повторить стоит.
Длинные, сложные, настоящие. Заветные. Такие, о которых даже подумать — дух захватывает!
Обещаем упорно трудиться над их исполнением и не забываем принести Богу подарки за выполнение своих желаний: все, что вы сами сделаете к праздничному столу. Пригласите Бога за стол! А потом его долю отнесите на природу и оставьте у мужского дерева: клен, вяз, дуб, ясень.
Если же Вы обращаетесь к Богине, то ее дары относятся под женские деревья: яблоня, береза, рябина…
На природу относятся собранные плоды, под корни деревьев льется молоко, оставляются пироги.
Что же ставить на стол? Плоды урожая: свежий хлеб, вино, овощи (начинается сезон кушаний из тыквы), грибы, корнеплоды (картошка, свекла, морковь, сельдерей) жареное мясо (в это время забивали скот, а охотники приносили добычу). Из мяса, прежде всего, баранина — дар Рогатому Богу, — и птица — первая дичь.
Конечно, яблочные пироги и мед!
Пьют плодовые и ягодные вина, яблочный сидр.
Едят и пьют вдоволь, от пуза, чтобы не только по усам текло.
В это время можно признаваться в любви и делать предложение руки и сердца.
Неважно, каким будет ответ. Кому-то не ответят взаимностью, но зато он сможет зимой оплакать раны и весной пойти дальше. А кто-то получит согласие и сможет сыграть свадьбу.
Если вы играете свадьбу в дни Мабона, то сделайте все, чтобы в вашей семье не завелась жадность и зависть. Ни к кому! Тогда семья будет счастлива долгие годы и родит следующее поколение. Но и мотовство в такой семье строго противопоказано — быстро растранжирите запасы, есть будет нечего, вот семья и развалится.
Алтарь Мабона украшают в цвета осени — золотые, бежевые, желтые, оранжевые, красные и зеленые. Ставят осенние листья, желуди, колосья и поздние цветы — герберы, георгины, астры. Делают Рог Изобилия, наполненный последними плодами. Рог — это символ Бога. Чаша рога, полная плодами земли, — это символ Богини.
На алтаре или на костре Мабона сжигают отжившее, приносят дары Богу, просят исполнения больших планов, спокойной зимы, защиты от зла, тепла в доме. А потом прощаются с Солнцем и договариваются встретиться весной.
Можно прочитать молитву Богу и Богине.
Например, такую:
Когда холод идет по земле,
Я славлю Великое Солнце.
Я зажигаю огонь от лучей,
Пусть он светит нам новой зимой.
Солнца огонь согреет наши сердца,
Дыхание Матери сохранит нас от бурь.
Сила Земли держит нас пока крутится Колесо.
Будь благословенен Великий Бог!
Я благодарю тебя за мой урожай, за плоды у меня на столе, за любовь и за жизнь (можете еще перечислить то, за что вы благодарны).
Будь благословенна Святая Богиня!
Ты продолжаешь жизнь, я тебе верю!
В твоих руках мы дети.
Мы просим защиты и счастья, мы получаем их от тебя!
Я благодарю тебя! И жду твоего возвращения!
Пусть ваш стол будет богатым, огонь светлым, настроение добрым.
Светлого Мабона!
Елена,спасибо,очень интересно!С праздником!
Очень мелодичная и уютная песня! Прям, как будто сидишь у камина в пледе, с вином и апельсинами, смотришь в огонь, а рядом менестрель поёт длинное сказание. Мне очень нравится Лиза Тайел. Она же вроде психолог?
НЕ знаю даже — кто она, к сожалению. Ни разу раньше не слышала, а музыка, правда, чудесная))