Подходите ближе! Еще ближе!
Я расскажу вам сказку!
Кто знает, тот вспомнит, а кто не слышал, тот узнает!

«Было ли это в Древнем Египте, четыре тысячи лет назад, в годовщину великой гибели солнца?
Или – еще за миллион лет до того, у горящего в ночи костра пещерного человека?
Или – в Британии друидов, под ссссссвистящщщщие взмахи косы Самайна?
Или – в колдовской стае, мчась под средневековой Европой – рой за роем, ведьмы, колдуны, колдуньи, дьявольские отродья, нечистая сила?
Или – высоко в небе над спящим Парижем, где диковинные твари превращались в камень и оседали горгульями и химерами на соборе Парижской Богоматери?
Или – в Мексике, на светящихся тысячами свечей кладбищах, полных народу и крохотных сахарных человечков в El Dia Los Muertos – День Мертвых?
А может, где-то еще?»

(с) Рэй Бредбери. Канун Дня Всех Святых.

Tom Shropshire. Мистер Хэллоуин

Кончается октябрь. Наступает страшное время. Черное время. Огненное время.
Пришло время Самайна.
Недавно одна читательница сказала мне: «Я никогда не праздновала Самайн».
Но на самом деле каждый из нас хоть раз, да праздновал Самайн, возможно, не замечая этого.
Если вы когда-то не могли оторвать взгляд от мрачного ноябрьского неба, мечтая раствориться в серых облаках, вы праздновали Самайн.
Если поздней осенью вы вспоминали прошлое, прощаясь с ним, вы праздновали Самайн.
Если в дни ноября вы зажигали свечу или, может быть, печь, чтобы согреться и любоваться огнем…
Если с трепетом заглядывали в зеркала и раскладывали карты, чтобы узнать будущее…
Если бродили по осеннему лесу и собирались последние желтые листья…
Если собирали друзей, чтобы развеять предзимнюю хандру…
Если в это время провожали кого-то в последний путь, а потом поминали его…
Если ходили на кладбище….
Если мечтали победить, вопреки всем трудностям…
Если выживали в самую глухую тьму своей жизни…
Если думали о Смерти и о Жизни…
Вы праздновали Самайн.

Виктор Зелик

Это время Смерти, перехода в темную — зимнюю — половину года.
Это и время, когда, встречая Тьму, мы надеемся на грядущее Рождение, которое невозможно без Смерти.
Еще немного и закатится Солнце, уйдет Бог в Нижний Мир вслед за свой возлюбленной и останемся мы неприкаянно бродить среди Духов и мертвецов в холоде и во тьме.
А те только и рады потешаться над людьми: кто посмеется, кто напугает, кто кровью напьется, а кто человека и за собой вниз утащит.
Жуткое время, когда Бог встретится с Богиней в смерти, откроются Врата, из которых веет холодом, и человеческий мир сольется с миром мертвых.
Время без времени.
Покатятся сорок дней и еще немножко, когда души бродят во Тьме, а потом возродится Бог и вернется на Землю солнечным младенцем в день зимнего солнцеворота.

Но сначала мы зажжем огни и проводим Бога с благодарностью и почтением, со скорбью прощания и радостью жизни.
Отметим праздник Колеса года — Самайн!
Пришло время петь, плясать и веселиться!

Tony Ryan

Перед праздником я снова расскажу о его традициях, чтобы каждый, кто захочет, мог присоединиться к празднованию, уже осознавая, что он отмечает.

Конечно, в древности никто не праздновал праздник прощания в определенные даты. Заканчивалась уборка урожая, начиналось кровавое время забоя скота перед зимой, наступало темное время.
Люди отмечали праздник крови и смерти, обращаясь с Богам и надеясь пережить темное и холодное время.

Сейчас традиции свелись в единую линию Колеса года. Самайн уже привычно отмечают с 31 октября на 01 ноября, хотя астрономически середина между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием в 2020 году приходится на 04-05 ноября. А энергетически Самайн уже начался: с прошедшего Новолуния 16 октября чувствуется, как темнеет Северный Мир. В этом году 31 октября нас еще ждет Полнолуние — Кровавая Луна, — так что сначала мы радостно отметим праздник, а затем будем прощаться и тосковать.
Так что нас ждет целая неделя празднования и прощания.

Иногда это время еще называют временем последней уборки урожая, но это не совсем так: основной урожай уже убрали еще в Мабон и к Самайну остается то немногое, что можно собрать осенью. Поздние ягоды, побитые первыми заморозками.
Орехи. Кое-какие травы.
Самые поздние овощи, которые могут долго лежать на грядках – к ним как раз и относится тыква, часто являющаяся как символом современного Хэллоуина. Именно современного: в древности на севере Европы знаменитые светильники-черепа вырезали из привычной нам репы, тыква была дороже, сажали ее мало, а репу собирали практически в любой деревне. Крепкий неприхотливый овощ. В Северной Америке репу заменила тыква, а затем уже перебралась к нам, заменив старую добрую репку.

Ernest Edward Docker. Изготовление фонарей из репы.

В это же время режут скотину, которую нет смысла сохранять на следующий год, чтобы сделать запасы мяса на зиму. Рыбаки с последним уловом возвращаются на берег – наступает время штормов, лед постепенно сковывает воды.

Природа (Богиня) ушла в Царство Мертвых, чтобы провести там зиму и родиться (или вернуться на землю как Персефона) весной, хотя и незримо присутствует в нашем мире, наблюдая за нами. Это образ дряхлой старухи. Черной ведьмы. И это время Богини-воплощения Смерти в разных ликах — Гекаты, Хели, Кайлех, Богини-Старухи.
В Самайн она пришла снова, чтобы позвать за собой Бога. Он умирает и засыпает в объятиях Богини, оставляя нас в Тишине.

Гелий Коржев. Осень прародителей.

Считается, что именно в это время проход между миром живых и миром мертвых открывается, вот нечисть и лезет наружу.
И, конечно, это время, когда черную землю льется много крови. Древние старались не убивать просто так – они воздавали почести, просили прощения и благодарили животных за то, что те ценой своей жизни давали жизнь людям в холода. Именно поэтому еще одним символом Самайна являются рога, срезанные с быков. На внутренностях животных в древние времена гадали, а значит, элемент мистики – кровавой мистики – в полной мере присутствует.

Самайн — это еще и своеобразное подведение итогов. Ведь у древних северных народов зима была страшным временем. Не все могли пережить ее. Слабые, больные, старики, дети, бедные, а также лентяи, кто не успел сделать запасы на зиму – все они могли ждать прихода самых страшных Духов — Холода, Голода, Болезни и Смерти.
Впрочем, и для молодых и здоровых зима была серьезной угрозой. Пережить зиму в то время было равно выигрышу, поэтому гадали на будущее и вспоминали прошлое, подводили итоги и старались задобрить темные силы. А иногда не задобрить – иногда напугать или запутать.

Владимир Кук

Чтобы нечисть ошиблась, не забрала человека с собой, нужно притвориться нечистью! Зачем одной нечисти другая? Незачем. Вот и наряжаются скелетами, мертвецами, духами и, конечно, ведьмами. А еще надо зажигать огни! Факелы, костры, свечи. Если вы можете выйти в поле, то раскидывайте горящий хворост – это защищает от фейри. Только не делайте это в лесу или рядом с домом.
С факелами и огнем связаны и цвета Самайна – огненный, коричневый, черный. Огонь на алтаре в Самайн – это дань почтений и поминовения богам. Память о Солнце.
Это ваш очаг, который необходимо защищать всю зиму, который привлечет хорошее и отпугнет плохое. Не только злых духов, но и мысли врагов, зависть, злобу, болезни, плохое настроение.

Очень важно в эти дни подвести итоги, отпустить прошлое.
Обязательно происходит расплата с долгами, принесение извинений и благодарности, а также даров. Имейте в виду! Если человек не возвращает долг (хоть денежный, хоть ментальный), то именно в Самайн о возврате можно просить Духов. И Духи потребуют так, как многим и не снилось!
Если кто-то обижен, он может попросить воздаяния и, если просьба справедливая или если Духам понравятся дары просителя, к обидчику придут… Духи сами решат, чего кто заслужил.
Так что подумайте, не тащите ли вы в темное время свои долги, не стоит ли просить прощения или попробовать исправить свои грехи заранее…

Terri Ann Foss

Гадали не только на зиму, но и на любовь! Тьма и огонь хорошо разжигают страсти.
И ритуалы проводили соответствующие — привороты работают сейчас отлично. Особенно, если у Высших (и Низших) нет возражений против того, чтобы свести эту пару вместе. Обряды привлекательности тоже сейчас не стоит забывать: любая женщина немного ведьма, когда хочет быть красивой.
На самайнских празднованиях в древности любили обряд ловли яблок: игроки старались поймать зубами яблоко, плавающее в ёмкости с водой или висящее на нитке. Пользоваться руками запрещено. Считалось, что первый юноша, поймавший яблоко, сможет жениться быстрее других своих холостых приятелей. То же касалось и девушек.
Можете попробовать!

Daniel Maclise. Snap Apple Night (Ночь ловли яблок)

Те, кто смелый, может в Самайн попросить избавления от врагов и от соперников: на войне и в любви все средства хороши, а уж Сила — хорошее оружие.

Кроме того…
Убираем дом, выкидываем хлам, чистим очаг, алтарь. Мы поминаем Бога и Богиню, мы сосредотачиваемся, благодарим, просим дать силы пережить зиму. Обязательно выметаем из дома все следы прошлого, а вместе с ним весь мусор из своей души, сердца и разума. Оплакиваем себя и тоскуем в одиночестве.

В дни Самайна ставятся алтари предков, поминаются те близкие, кто ушел от нас навсегда. Им воздаются почести, их просят о защите для всего Рода. Для ушедших на окне (а если позволяет дом, то даже с обратной стороны окна) ставится свеча, которая будет гореть всю ночь. Если вы отмечаете Самайн несколько дней, то свечи в честь ушедших горят до конца праздника. Свеча подобно маяку дает душам путь во Тьме, показывает, что здесь их помнят: что может быть для них дороже нашей памяти?

Ludwig Knaus. Рассказ о древности.

Поминки часто заканчиваются весельем. Так что на вечер готовим пиршество. Забудем про диеты: чем сытнее мы в Самайн, тем спокойнее зима. Жарим рыбу и мясо (баранину, свинину и говядину), печем хлеб (овсяной и имбирный). На стол Самайна ставят молоко, масло, сметану, сыр, поздние яблоки и ягоды, орехи, тыкву, свеклу (и другие корнеплоды), грибы, пироги. В хлеб запекают «оракулы» — орешек, желудь, монетку. Кому достанется, тот и будет счастлив и богат.

Наливают медовуху и пьют допьяна – ведь после Самайна надо беречь запасы, больше так не выпьешь и не поешь. Вот оттуда в Христианстве и традиция Великого Поста, связанная исключительно с природными ритмами.
Пьют также подогретое красное вино, пиво, травяные настойки и наливки.

Ludwig Knaus. Der Morgen nach der Feier (1853). Наутро после вечеринки

Не забудем угостить и Духов! А то они уйдут в другие миры голодными и обиженными, что нехорошо скажется и на нас. Мясо, молоко, хлеб, стакан медовухи ставим на стол на всю ночь. Все, что останется, следует отнести в лес или на перекресток. Можно также принести дары через огонь – сжечь кусок хлеба.

К Духам, пришедшим к нам в Темное время, можно и обратиться. Чтобы задобрить их, чтобы попросить о помощи, чтобы найти ответы на вопросы.

Время без времени —
Дороги открыты.
Все мы собрали —
Делимся с вами.
Ждем вашей помощи,
Вашей защиты.
Каждого Духа, кто рядом с нами,
Просим не гневаться, просим о милости.
Хлеб с вами делим, вино льется в чаши…
С вами мы, смертные, нынче танцуем,
Просим от холода нас сохранить.
Дайте ответы на наши вопросы,
В темной ночи укажите дорогу!
Мы в благодарность будем вас помнить:
Снова в Самайн через год пригласим.

John Bauer (4 июня 1882 — 20 ноября 1918)

На Самайн принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом, не принято отказывать просящему. На стол ставят приборы и для тех, кто покинул вас в минувшем году.

К концу празднования огни гасятся и сохраняются до Йоля, когда Солнце родится снова. Мы вступаем в период Безвременья, в тяжелое время, в черное колдовство, когда в каждом пробуждается все самое темное. Постараемся укрыться от зла, защитить себя и свой дом.
Пусть Переход будет мягким, пусть Зима будет милосердной!

Tom Shropshire. Каменный мост

Вишень Ли