В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо — помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф «анк» («жизнь»). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.
Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут.
Священное животное: Шакал.
Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес. В Древней Греции — Гермес, Крон.
В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством- покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны.
Анубис — сын Осириса и Нефтиды, сын сияющего и блистательного бога и земной непритязательной женщины. Он рос в условиях, когда его отец был убит и повержен, а его мать отказалась от него, спрятав сына в болотах Нила, дабы ее муж Сет не обрушил свой гнев на ребенка Осириса.
Затем он был пригрет Исидой, богиней любви и света. Вместе с Исидой он жил не во дворце. Он разделил с ней скитания и поиски отца, необходимость скитаться и таиться — все это развило в Анубисе душу, чуткую к чужим страданиям.
Несмотря на то что в «Текстах пирамид» его называют четвёртым сыном Ра, Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис — Защитник души во мраке. Это подразумевает , что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, — тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся — к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли «Открывающим пути», и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.
А вот какая интересная точка зрения на то, почему Анубиса представляли в виде человека с головой шакала/собаки найдена в теософском словаре:
ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, «раскрывающий тайны низшего мира», — не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), — а также тайны пола. Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса «символом науки и мира разума». Он всегда изображался с крестом в руке — одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале («Книге Чисел») символ Тат, или +, рассматривается как Адам и Ева — последняя будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Адама, перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу — тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, — были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного — собаки или шакала — и также считается «Владыкой подземного мира» или «Гадеса», в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.
Источник
Подскажите пожалуйста, где можно поискать ритуалы с обращениями к Анубису?