Кукушка — одна из самых мифологизированных птиц в славянских представлениях. У всех арийских народов эта птица имеет древнее мифологическое значение. Так, у древних индусов божество Индра превращалось в кукушку, и эта птица была символом и вестницей благополучия, охраняющей от злых людей и всяких опасностей, дарующей благоденствие, долголетие и счастливое потомство.
Подобное представление прослеживается и в греческой мифологии. Зевс, воспылав страстью к гордой и неприступной Гере, и не добившись от нее взаимности, увидел ее на горе Форнаксе, произвел гром и прилетел к ногам Геры в виде кукушки, будто бы спасающейся от дождя и бури. Гера приютила кукушку, и потом Зевс стал ее законным супругом. На этом-то основании у статуи Геры, находившейся в Аргосе, в одной руке был скипетр с изображением кукушки.
Внешнее сходство обыкновенной кукушки с мелким ястребом было отмечено ещё античными авторами. В частности, древнегреческий философ Аристотель в «Истории животных», сравнивая двух птиц, ссылался на поверье, согласно которому обе они являются различными обликами одного и того же существа, способного к перевоплощению. Современные учёные подчёркивают лишь поверхностное сходство кукушки с ястребиными птицами: например, у описываемого вида форма головы, детали оперения и характер полёта несколько напоминают таковые у перепелятника.
У летящей птицы можно заметить тёмные поперечные пестрины на брюхе и нижней части крыла, как у ястреба, однако хвост у неё заметно длиннее и скошен по краям в форме клина, а не срезан по прямой линии. Сидящая на дереве кукушка держит туловище горизонтально, часто с опущенными крыльями и приподнятым хвостом. Крылья у птицы заострённые и также, как и хвост, достаточно длинные. Ноги, напротив, очень короткие — по этой причине наблюдателю со стороны заметны лишь обхватывающие опору пальцы, но не цевка. Как и других родственных видов, ноги обыкновенной кукушки имеют так называемое зигодактильное строение: два пальца направлены вперёд и два назад, как у дятлов. Такое положение позволяет лучше удерживаться на вертикальной плоскости, но затрудняет передвижение на поверхности земли.
Обыкновенная кукушка — один из наиболее совершенных гнездовых паразитов, подкладывающий свои яйца в гнёзда других птиц. В качестве хозяев-воспитателей птенцов выступают около 150 видов воробьиных птиц, при этом склонность к паразитированию на том или ином виде варьирует не только на отдалённых друг от друга участках ареала, но зачастую и в пределах одной небольшой области.
Кукушка занимается поисками подходящих гнёзд весь промежуток времени, пока размножаются её основные воспитатели. Инстинкт заставляет птицу возвращаться в родные биотопы и искать именно тех видов-хозяев, в гнёздах которых она появилась на свет сама. Паразит запоминает не только внешний вид, но и вокализацию птиц, в лесу хорошо ориентируется на их голоса. Наиболее благоприятный для кукушки вариант — обнаружить пару в момент постройки гнезда и по их поведению определить расположение постройки. Это также позволяет ей подложить яйцо одним из первых, что гарантирует более раннее развитие птенца. Самка способна часами неподвижно сидеть на присаде, наблюдая за гнездящимися птицами, и слабо реагирует даже в случае их нападения. Приметив подходящее место, птица улетает восвояси и появляется вновь на том же месте, когда сформированное яйцо готово к откладке.
Большую часть года обыкновенная кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание. Наиболее известна брачная песня самца — громкий размеренный крик «ку-ку…ку-ку…», многократно повторяемый с усилением на первом слоге. В ясную безветренную погоду её можно услышать на расстоянии до двух километров. У сильно возбуждённой птицы сигнал пауза между элементами заметно сокращена, из-за чего обычно равномерное кукование трансформируется в низкое квохтанье или приглушённый хохот «кукукукукуку…»
В брачный период самка также, как и самец, издаёт громкие призывные крики, однако её песню характеризуют как звонкую булькующую трель или вибрирующий низкий свист, передаваемый как быстрое «кли-кли-кли…» или «биль-биль-биль…». Вне поисков партнёра самка ведёт себя тихо и очень редко издаёт какие-либо звуки. Среди них отдельные специалисты выделяют тихий стрёкот, мяуканье или шипение.
С этой птицей связано славянское старинное предание, записанное в польской летописи Прокоша: в языческой древности у поляков божеству Живе был построен храм на горе Живце. Туда в первые дни мая сходилось множество народа. Люди молили свое божество о благополучии и долголетии, старались услышать раньше других кукушку и верили, что будут жить столько лет, сколько раз она прокукует. Они верили, что бог, верховный правитель Вселенной, превращается в кукушку и возвещает им время их жизни. Убить кукушку считалось тяжким преступлением, достойным сурового наказания. До сих пор в народе существует мнение, что убить кукушку — грех.
На Руси верили, что когда кукушка кукует, то из глаз ее на древесную ветку капают слезы.
песнях сохранились древнейшие представления о превращении божества в эту птицу. Кукушка часто выступает как прорицательница, но она не является символом грозного рока, безжалостно поражающего человека. Она предсказывает и дурное и доброе, при этом жалеет о человеке, предостерегает его и оплакивает его гибель. Кукушка говорит правду:
Зозуля кувала, правдоньку казала; Ща вона кувала, то правду казала.
В другой песне кукушкина правда связана с получением счастливой доли. Девушка спрашивает: зачем ты, кукушка боровая, не куковала рано — мне правды не сказала? Чужие девушки рано встали, разобрали счастливую долю, а мне встретилась доля лихая:
Ой боровая зозуленько, Чому ти рано не кувала, Чому правды не казала? Чужи дивкирано встали, Счастя-долю розибрали, А я молода опизнилася, — Лиха доля зъустрилася.
Согласно преданиям, у кукушки нет пары, ибо муж ее утонул или она сама убила его, сжила со свету, спрятала под мост. По другой легенде, «кукуш» покинул кукушку еще во времена Всемирного потопа.
Существует и такое предание о замужестве кукушки.
Кукушка была девушкой. Купались в пруду девушки, выходят из пруда, стали платья брать. Одна девушка к своему платью: уЖ туда влез. ЛеЖит, свернувшись в клубок, не моЖет девушка платье взять. Что будешь делать? А потом стал у Ж девушке говорить: «Вылезу если будешь моею, а то не отдам тебе одеЖку!» Как тут За уЖа замуЖ идти?! Стоит та девушка возле воды и стояла там, пока не настала пора идти в село. Тогда забрала она свое платье у уЖа, а ему говорит: «Пойду 3а тебя, присылай сватов».
Вскоре приходят сваты. Лает она им рушники Отпраздновали свадьбу. Но муЖ не берет ее к себе, а говорит: «ПоЖивем у твоего отца». Как-то муЖ говорит, что пойдет на то самое место, где она купалась. «Пойду, а если меня долго не будет, то пойди туда и крикни «Куку! Ку-ку!» Я к тебе выйду. А теперь пойду от тебя пора со своим родом повидаться. Ведь, говорит, ты не захотела в мой род идти Жить, а мне скучно без роду Жить».
Вот пошел он прочь: нет его, нет долго. Пошла Жена к тому месту, где купалась когда-то с девчатами Приходит к воде и кричит: «Ку-ку ку-ку, ку-ку!» Выплыл ее муж, как она закуковала, и они снова начали жить. Когда он собрался снова отправиться к своему роду, он наказал жене выкликать его из воды, если его долго не будет. Так случилось, что и третий раз собрался тот уж к своему роду наведаться. Говорит он Жене: «Будешь и теперь меня выкликать, придешь и скажешь «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Может, теперь я и не выйду к тебе; если сам не выплыву, то пошлю своего приятеля. Как захочешь со мной повидаться, садись на моего приятеля, когда он к тебе выплывет, и он привезет тебя к моему роду. Прошу я тебя, приезжай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься женой и не вернешься к своим; станешь птицей, если не доберешься до меня».
Вот же не захотела она ехать к ужу который был ее мужем, и стала птицей, полетела и теперь кукует.
В народном эпосе кукушка является олицетворением невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В легендах кукушка — обращенная в птицу скорбящая вдова; жена, ждущая и зовущая загубленного мужа; сестра, оплакивающая смерть брата. В народных балладах изгнанная родителями и тоскующая по родному дому дочь оборачивается кукушкой и прилетает домой.
Кукушка иногда выступает в роли посредника между этим и «тем светом». В некоторых местностях существует обычай голосить с кукушкой. Женщины, потерявшие близких или находящиеся в разлуке с ними, уходят подальше в лес и там, услышав кукушку, начинают причитать и выплакивать ей накопившуюся боль. Рассказывают, что кукушка сама подлетает к такой женщине и «подголашивает» ей. У кукушки выспрашивают вести с «того» света о своих близких, через нее передают им просьбы и наказы.
Существовало поверье, восходящее к древнему таинству гадания судьбы по птицам. (Сколько раз кукушка натощак кому закукует, столько ему и жить.)
Древние верования славян душу человеческую представляли в образе кукушки. Может, это отчасти объясняет загадочный обряд крещения кукушек. Этот обряд состоял в том, что на семицком* гулянье в роще избранные гуляющими «кум» и » кума» надевали крест на пойманную заранее кукушку, или на траву, носящую ее имя («кукушкины слезы», «кукушкин перелет»), клали их на разостланный платок, садились около него и целовались под звуки приуроченной к этому песни:
«Ты, кукушка ряба,
Ты кому же кума ?
Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки!»
Кукушка кукует, по бездомью тоскует. В этой поговорке заключено мифологическое представление о птице как о душе вне тела. Поскольку тело — как дом, и как дом значима могила, то кукушка есть душа умершего, не имеющего дома — без гнезда. Отсюда и отношение к кукушке как к птице, которая может напророчить недоброе. Поэтому кукушку нужно закормить, умилостивить, похоронить по обряду, с нею нужно покумиться, чтобы она стала безопасной для живых.
В народе кукушку воспринимали как небесную посланницу, сообщающую о наступлении лета, о начале гроз и дождей. По ее голосу судили о будущем урожае: если кукушка закукует при восходе солнца и на «зеленом дереве» (то есть когда леса уже оделись листвою), то год будет урожайным, а если закукует на ночь и «на голом дереве», будут голод и мор. Услышать весной соловья раньше кукушки — к счастливому лету, а кукушку раньше соловья — к несчастливому. Кукование кукушки весной около жилья считалось приметой неурожая. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует.
Когда услышишь весной кукушку в первый раз, надо быть веселым и иметь деньги в кармане: тогда, если позвенишь монетками, весь год будешь счастливым и не будешь испытывать нужду. Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья. Кукушка летает по деревне — к пожару. Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
Прекращение кукования кукушки связывается с Петровым днем (29 июля/12 июля). Продолжение кукования после Петрова дня грозит неурожаем. (Кукушка кукует до Петрова дня.) Бытовало поверье, что после окончания кукования кукушка прячется в капусте или в крапиве от преследующих ее птиц, которые бьют кукушку, стараясь отомстить за то, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Своего же гнезда Господь лишил кукушку за то, что она вила его в Благовещение, и нарушила запрет на работу. В наказание за это она лишилась и своих детей, и с тех пор весь век кукует — плачет.
Обыкновенная кукушка почти повсеместно считается перелётной птицей, которая не задерживается в гнездовых районах более чем на три—четыре месяца в году. Вместе с тем, сведения о районах её зимовок отрывочны и порой противоречивы, что связывают с крайне скрытным образом жизни.
Верили, что как и другие птицы, кукушка на зиму улетает в вырей — далекий теплый край у моря, славянский рай. Кукушка первой улетает туда и последней возвращается оттуда весной, поэтому ее считают ключницей — хранительницей ключей от вырея.
Считалось, что сучок от дерева, на котором куковала кукушка, обладает магическими свойствами. Он служил амулетом, предохраняющим от несчастий. Охотники носили его с собой в кармане, чтобы охота была успешной. Особенно же удачлив будет тот, кто найдет нанизанные на ветку бусы, которые, согласно украинскому поверью, изрыгает кукушка во время кукования.
В любовной магии используется корень растения «кукушкины слезки». Отваром этого корня поят новобрачных, чтобы они жили в любви и согласии. По этому корню также гадают, кто родится — сын или дочь. На кукушку надеялись и в оберегах от наговоров, дурных предзнаменований. (Куковала кукушка на свою голову!)
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?