Теорию и методику гадания удобнее и легче объяснить через юнгианское понятие коллективного бессознательного. Вне зависимости от того, гадаем ли мы другому человеку, на другого человека (в его отсутствие) или же для себя, мы обращаемся к бессознательному, к воле условного случая, которая позволяет нам вытащить необходимый нам образ. Лишь по опыту мы знаем, что каждый раз мы вытаскиваем отнюдь не случайную карту .
Мы предполагаем, что благодаря определенной технике, всегда сочетающей концентрацию на вопросе и набор механически случайных движений смешивания и отбора карт, появляется возможность «нырнуть» в коллективное бессознательное и вынырнуть с определенным и нужным уловом. Далее предстоит этот «улов» подготовить для его восприятия и усвоения сознанием, для чего существуют отдельные, различные и временами очень индивидуальные техники.
Почему нам все это удается? Ответ для меня лежит в природе времени и фактов, существующих в бессознательном. Времени его последовательного хронологического течения там нет (мы это можем косвенно наблюдать в сновидениях) , однако есть «факты», нечто, обладающее определенным смыслом и силой. Сила всегда сопутствует архетипическому содержанию, в отличие от сугубо ментальных идей и Для бессознательного не существует разделения на внешнюю и внутреннюю реальность. «Взгляд оттуда» видит то, что обладает смыслом и силой, вне зависимости от того, случается ли это с нами или мы это переживаем изнутри.фантазий. Смысл же сообщает ей ту или иную форму. Потому, окунаясь в бессознательное снов мы видим иногда насыщенные силой и смыслом образы, называя их снами. А погружаясь определенным образом (которая обычно сочетает транс неосознанности и привычные действия сознания) в мантическую систему мы получаем физически ощущаемый и видимый образ, исходно насыщенный силой и смыслом. У разных мантических систем есть свои особенности, однако общим моментом будет индивидуальная окраска значения образа для толкователя и кверента (человека, задающего вопрос). Это делает систему значений более причудливой и разнообразной, а также предполагает учитывание этого момента в качественной работе.
Важно учесть еще один момент. Для бессознательного не существует разделения на внешнюю и внутреннюю реальность. «Взгляд оттуда» видит то, что обладает смыслом и силой, вне зависимости от того, случается ли это с нами или мы это переживаем изнутри. Это объясняет и еще одну особенность, заметную психологам и психоаналитикам: мы либо воплощаем в себе некую силу (архетип, образ), либо — проецируем его вовне. Такова природа идеализации субъекта, обладающего «недостижимыми», но страстно желаемыми качествами или проецирования на «врага» своих вытесняемых теневых качеств. В гадании, получая ответ, мы далеко не всегда можем быть уверены, произойдет ли описанное во внешней или во внутренней реальности. Отсюда я вижу приоритет диагностических раскладов в отличие от обще-прогностических.
Выбор колоды
Разные колоды способны «видеть» и представлять различные аспекты реальности. А также совершенно отличные друг от друга «позиции взгляда» на эту реальность. Колода Тота Кроули (и большинство других «оккультных» колод) ориентирована на вопросы экзистенциального характера, реальность внутренняя или внешняя предстает как часть пути духовного и магического развития личности. Эротические колоды (Декамерон, Таро Казановы, Таро Манары) пристально вглядываются с сферу чувств и страсти, любви, влечения и власти — потому некоторые практики используют их не только для исследования любви, но и бизнеса. «Звериные» колоды (Таро «Барочные Богемские Коты») способны увидеть мир сугубо в своем естественно-животном аспекте, с присущей им природной живостью, инстинктивной находчивостью и умением находить себе вполне комфортное место. Существуют колоды, ориентированные на эмоции, сферу чувств, страстей, настроений, фантазий — это Таро Сирен (вода — стихия и русалок, и эмоций) и Викторианское Романтическое Таро, к примеру. Есть откровенно «практические» колоды, которые способны показать сценографию человеческих отношений, вне зависимости от того, какими мотивами, прекрасными или ничтожными, те руководствуются. Это колода Фантастический Зверинец, основанная на французской политической карикатуре — успешно «идет» в бизнесе и любых офисных перипетиях. Сказочное Таро Алекса Уколова и Карен Махони предлагает не только описание ситуации, но и каждый раз некий «сказочный» вызов, квест, испытание. А вот утонченная немного меланхоличная колода «Артурианская Легенда» авторства Анн-Мари Фергюссон хотя по теме ориентирована на мистический поиск в сочетании с политикой и светскими делами, на деле несет в себе столько фатализма и обреченности, безысходности, что все происходящее окрашивает в свои печальные тона. Таким образом, выбор колоды с одной стороны соответствует взгляду на мир гадателя, с другой — ориентирован на выбор сферы и самого взгляда на оную.
Фокусировка на вопросе и тасование колоды
Правильно поставленный вопрос — важная часть гадания. Запрос должен быть логически правилен, актуален в настоящий момент, и не являться просто подтверждением или опровержением известным обстоятельствам. В случае нечеткого или неверного по форме вопроса, гадатель либо самостоятельно переформулирует вопрос, либо обсудить другую его формулу — более приемлемую для работы — с кверентом. Так вопрос «когда закончатся те неприятности, которые со мной происходят?» формулируется заново как «Каких неприятностей и почему я не могу избежать?»; «Какие прекрасные взаимоотношения будут у меня с этим милым молодым человеком?» — в «Каковы наши планы, чувства, намерения касательно друг друга на этом этапе отношений?» и т.д. Разумеется, в общих прогностических гаданиях вопрос задается как «Что произойдет со мной важного за такой-то период времени» и в зависимости от колоды и расклада раскрывается некая картина.
Наиболее точно и ясно сформулированный запрос является вначале некоей средой, в которую попадает инструмент гадания во время перемешивания карт (тасования). Тасовать карты можно очень по-разному, принципиального значения это не имеет — важно лишь смешивать достаточно эффективно (чтобы карты действительно менялись местами относительно друг друга). Затем этот самый «точно и ясно сформулированный запрос» становится намерением, за которым идет гадатель, вытягивая нужную карту.
Вытаскивать карты можно различными способами. Работают именно наработанные способы. Со временем они у гадателя могут становиться проще, что не влияет на эффективность и результат. Я не вижу особенного смысла, чтобы вытягивать карту именно левой рукой, а не правой; давать клиенту подержать колоду в руках, сдвинуть ее и прочие ритуалы. Если я чувствую, что в этот раз надо сделать именно так, а не иначе, я это просто делаю. Идейных принципов тут для меня нет.
Важно лишь одно — вытаскивая карту нужно идти за своим намерением (лучше отстраненным и эмоционально неокрашенным) узнать ответ на вопрос. Точность избранной карты — обычно результат тренировок этой самой гадательной способности, особой «душевной мышцы», которая несомненно тренируется, накачивается и развивается при в меру безупречном опыте. Существуют способы испортить и повредить эту свою способность при неправильном использовании. Как и любую другую мышцу. В данном случае это наиболее часто: стремление увидеть непременно нужный результат и сильная эмоциональная привязанность к результату гадания. И то, и другое производит дестабилизацию процесса, а следовательно и навыка гадания.
Иногда во время тасования выпадают случайные карты. Если их выпало достаточно много — больше трех — четырех, то они вряд ли имеют значение. Одиночные же карты обычно учитывают. Либо как ответ на вопрос напрямую, либо — как в этом случае поступаю и я — как фоновую карту ситуации кверента.
Интерпретация карты
Существует несколько способов интерпретации карты. Наиболее фундаментальный подход состоит в сочетании видения структуры Таро в нумерологическом подходе (иногда и в каббалистическом — с легкой руки Золотой Зари и Алистера Кроули) с картинкой непосредственно работающей колоды. Можно ориентироваться только на такую структуру — так часто работают практики марсельской традиции. Оккультные колоды, особенно конца XIX — начала XX века, требуют подробной расшифровки каждого символа карты для ее понимания: здесь каждый элемент имеет что-то означающую форму, позу и цвет.
Начинающие гадатели чаще всего фокусируются на картинке и пытаются истолковать ее в меру своего разумения и ассоциаций — этот способ вполне хорош для оракулов, но не особенно применим для Таро. В то же время он успешно работает в художественных и визионерских колодах, «заточенных» практиком под свой личный оракул: свои ассоциации, ощущения, эмоции, проекции. Такая колода становится своего рода «зеркалом» гадателя, отражая его собственный внутренний мир.
В колодах, ориентированных на текст («Таро Тысячи и Одной Ночи», «Таро Казановы», «Таро Джейн Остин», «Сказочное Таро») приходится учитывать и текст, относящийся к изображенному эпизоду, что добавляет еще один смысловой слой к каждой карте. Такие колоды можно читать и по структуре Таро (общее значение карты будет ответом), и по картинке (хотя в литературных Таро изображение имеет гораздо меньшее значение по сравнению с привычными и классическими колодами), и конечно же — по тексту, причем как конкретному эпизоду, так и тексту — в Сказочном Таро каждой карте соответствует своя сказка — в целом.
Узор расклада
Опытный гадатель уже различает своеобразный узор расклада. Имеют значения наличие и повторения Старших арканов и Придворных карт в раскладе. Существенный компонент Старших карт будет говорить об архетипической силе действующей в ситуации, об одержимости некими силами бессознательного, о сильном влиянии стихийной воли и мощи на обстоятельства. О конкретных фактах и обстоятельствах, тем более действиях Старшие арканы не говорят (их наличие часто говорит о силе ситуации, но не о событиях и сюжете, который, временно «подвисает»). Заметный процент Придворных карт в раскладе скажет нам о преобладании ролевых масок и образов в ситуации, об определенных сценариях и паттернах поведения, при этом стоит отмечать, насколько этот образ или сценарий спроецирован вовне, проявляется в ситуации или же воплощен в самом человеке, его мироощущении и способе действий. Придворные карты тоже говорят не столько о событиях и сюжете, сколько о принципах действия героев. Младшие карты составляют чуть больше половины карт колоды, потому их преобладание неудивительно. Однако мы выделим повторение одних и тех же номерных карт (три четверки, четыре восьмерки) и сможем интерпретировать это как сильное проявление определенного этапа цикла развития ситуации.
Кроме того, стоит учитывать в постоянной работе на одного кверента (часто это происходит при работе со свидетелем или для себя), что постоянно выпадающие одни и те же карты, хотя и в разных раскладах могут не только говорить о влиянии данного принципа на период жизни, но и означать нечто единое и цельное в этот период времени. Особенно отчетливо это видно в ситуациях взаимоотношений, когда одна и та же карта бывает то мыслями одного, то образом другого, потом чувствами первого и т.д. Также, особенно в художественных колодах, стоит обращать внимание на повторение изображений внутри карт — один и тот же персонаж будет изображен в разных картах колоды в разных ситуациях, и если таковые будут в одном раскладе, то это нам покажет «путь развития» героя. Из самых интересных моментов, связанных обычно с художественными, опять же, колодами — это буквальность попадания некоторых деталей карты в ситуацию кверента. Так Шестерка Чаш Сказочного Таро, связанная со сказкой «Ганс и Гретель» про детей и ведьму из пряничного домика была сигнификатором ситуации для девушки, зависимой от наставлений матери… а мать работала на хлебозаводе.
Работа для себя, с клиентом или свидетелем
Современная работа с Таро ориентирована прежде всего на духовный поиск и самореализацию, на психологические аспекты происходящего в реальности, на смысл и объяснение того, что происходит в душе и снаружи, в реальном мире. Потому неудивительно, что большинство практиков Таро умеет и любит «гадать на себя». Сейчас речь не идет о постоянном «угадывании реальности» и хаотичном смешении возможностей, которое приводило бы к печальным результатам проживания реальности в мечтах и фантазиях, как это было бы с чисто прогностическими гадательными колодами (вроде «цыганских карт» или некоторых оракулов) . Таро как система, разработанная оккультистами Золотой Зари и их последователями, уточненная современными практиками эпохи нью-эйдж, представляет собой мантическую систему, ориентированную на вопросы самоусовершенствования. И здесь гадатель может работать на себя и для себя. Или же быть посредником для другого.
Работа со свидетелем — достаточно новый принцип, хотя древняя практика гадания. Это работа подруг и друзей над раскладами, в которых оба имеют достаточно схожий уровень знаний и техник, а кроме того, схожее мировоззрение. Такой метод позволяет увидеть больше чем увидел бы сам, нюансы и подробности, заострить и сделать более отчетливым, благодаря вербализации, свои видения и понимания. Здесь обычно нет учителя и ученика, и идет диалог на равных, когда тот, чья история рассматривается рассказывает и понимает больше из карт чем другой, а тот не дает уйти от проблем или затемнить часть истории, или умеет вдруг посмотреть на нее со стороны. Это идеальный вариант для работы со своими проблемами — работа со свидетелем.
Гадатель, разумеется, может быть посредником для другого, кверента (или клиента). Существуют представления о том, что магический практик не имеет права брать деньги за то, что делает для других, ибо в древности колдуну или шаману не платили денег. Это заблуждение: в городах вполне себе платили деньги, в деревнях обходились натурой, а в древних сообществах шамана вообще содержали всей общиной. Практик берет плату за свое посредничество или не берет ее по своему личному усмотрению. В любом случае гадание — это достаточно энергоемкая работа, требующая профессионализма, его развития и умения тратить и восстанавливать свои трудовые ресурсы.
У большинства гадателей есть свои гласные или негласные принципы, которые он сообщает (или не сообщает) клиенту. Проще говоря, со временем каждый гадатель понимает, что он делать будет, а что не будет. По просьбе клиента или при наличии некоей актуальной ситуации. Наиболее правильным бывает предупредить клиента заранее о своих принципах гадания и работы с клиентом. Невозможно учесть все вопросы, потому гадатель имеет право отказаться от работы, условия которой его не устраивают.
Я заранее говорю клиентам, в каком ключе я буду с ними работать и договариваюсь о целях наших изысканий. Для меня гадание с клиентом — это возможность узнать нечто новое, то, что сложно или вовсе нереально узнать другим доступным способом. Потому я, к примеру, не пытаюсь выяснить то, что клиент и так знает, чтобы произвести на него впечатление (хотя этот ход применяют некоторые гадалки). И я отказываюсь работать, если клиент не выдает то, что он точно знает, и в тоже время хочет, чтобы что-то определенное поведала ему я. Обдуманным и предусмотрительным для меня является предварительная договоренность с клиентом — хотя бы и в самом начале сеанса о смысле и целях работы. Этически важным для меня бывает сообщить о том, что я буду делать, потому что могу и умею, и что не буду. Как правило я могу предложить достаточно эффективную замену тому, чего не люблю или не умею, или же честно сообщаю, что «так я не работаю».
Кроме целей и общих правил важными оказываются личностные особенности и мировоззрение гадателя. Случается так, что гадатель и клиент малосовместимы по жизненным принципам и подходам, возрастному опыту (молодой гадатель и пожилой клиент), религиозным и идеологическим убеждениям. В идеальном случае, лучше выяснить подходы гадателя заранее или же быть готовым к тому, что ему предложат (хорошая квалификация позволяет получить продуктивный эффект в большинстве случаев). В настоящее время отходит в прошлое чисто прогностический подход: «сколько у меня будет детей», «когда я выйду замуж», как малоэффективный в современной культуре, ориентированной во-первых на более разнообразные ценности, во-вторых гораздо менее статичной. Оракул судьбы (а это маска гадателя в любом случае) в наше время не выдает абсолютные предписания, он способен подсказать нужный шаг и поворот на пути жизни и своего личного мифа.
© Галина Бедненко
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?