Кхатванга (санскр. khaṭvāṅga, тиб. kha tvang ga) – ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Кхатванга буквально значит конечность или ногу (санскр. анга) колыбели и является одним из наиболее сложных символов в буддизме Ваджраяны. Она состоит из длинного восьмигранного древка из белого сандалового дерева, который внизу увенчан половиной одноконечной ваджры, а сверху — двойной перекрещенной ваджрой, золотой вазой, свежеотрубленной головой, разлагающейся головой, сухим черепом и пересекающейся ваджрой или пылающим трезубцем. С двойной ваджры и вазы свисает длинная шелковая лента и обычно одна или две нити с символами солнца и луны, тройной флажок и дамару с колокольчиком.

Форма буддийской кхатванги произошла от символического посоха ранних индуистских йогов-шиваитов, известных как капалики или «несущие череп». Изначально капалики были преступниками, приговоренными к двенадцатилетнему наказанию за непреднамеренное убийство брамина. Заключенным было предписано жить в лесных хижинах, на пустынных перекрестках, кладбищах и крематориях или под деревьями, добывать пропитание милостыней, практиковать строгое воздержание и носить набедренную повязку из пеньковой веревки, собачьей или ослиной шкуры. Также им надо быть носить эмблему с человеческим черепом в качестве чаши для подаяния и череп брамина, которого они убили, прикрепленный к деревянному посоху, как флаг. Эти индуистские аскеты-капалики скоро эволюционировали в крайне отверженную секту тантрического пути «левой руки» (санскр. вамамарг), поклоняющуюся шакти или богине. Ранние буддийские тантрические йогины и йогини заимствовали атрибуты капалик, а точнее: костяные украшения, набедренная повязка из шкуры животных, отметины из человеческого пепла, чашу из черепа, дамару, нож для снятия шкуры, трубу из бедренной кости и увенчанный черепом тантрический посох или кхатвангу.

В Ваджраяне кхатванга символизирует абсолютную бодхичитту, как союз великого блаженства и пустоты, который обретает свое полное выражение в форме яб-юм йидама и его/ее супруга/супруги. В качестве символа супруга или супруги кхатванга находится в изгибе левой руки. Когда ее держат мужские аспекты, она символизирует супругу — «сущность» мудрости, а когда ее держат женские аспекты — супруга, «сущность» метода. Сидящие учителя, держатели линии, сиддхи, дакини, йогины и йогини всегда держат кхатвангу в изгибе левой руки. Однако в качестве атрибута многоруких йидамов кхатванга может находиться в любой руке — правой или левой. Считается, что высота кхатванги равна высоте йидама, но в случае многоруких аспектов обычно изображается более короткой из соображений красоты.

На внешнем уровне кхатванга символизирует материальную вселенную горы Меру. Двойной дордже, ваза, красная отрубленная голова, зеленая разлагающаяся голова и сухой белый череп символизируют пять дисков с элементами земли, возы, огня, воздуха и пространства. Восьмистороннее древко, его основа и вершина представляют центральную ось горы Меру и десять направлений. Пересеченная двойная ваджра представляет нижнюю земную основу горы Меру, а ее двенадцать видимых шипов соответствуют четырем главным континентам и восьми субконтинентам, окружающим гору Меру. Вара соответствует самой горе Меру, а четыре свисающих гирлянды из листьев — четырем сторонам горы. Открытый верх вазы представляет дворец Индры на вершине горы Меру с деревом исполнения желаний в центре.

Свежеотрубленная красная голова символизирует шесть небес богов мира желаний, так как красный — цвет желания. Разлагающаяся зеленая голова символизирует восемнадцать небес мира форм, лишенных желания. Сухой белый череп символизирует четыре наивысших мира богов без форм, а ваджра наверху — просветленные чистые миры Будд. Развевающаяся белая шелковая лента, которая обвязана вокруг вазы, соответствует великому соленому океану и рядам гор, окружающих гору Меру. Тройная лента представляет знамя победы на вершине горы Меру, солнце и луна — это солнце и луна, вращающиеся вокруг центра мироздания, а дамару и колокольчик символизируют союз метода и мудрости.

На внутреннем уровне белый восьмисторонний посох символизирует чистоту Восьмеричного Пути Будды. Двойная пересеченная ваджра, которая обычно изображается только одной половиной, соответствует четырем очищенным элементам, четырем активностям, четырем несоизмеримым добродетелям и четырем дверям освобождения. Маленькая золотая ваза, полная амриты, символизирует «нектар постижения», неконцептуальное восприятие соответствующее Совершенной Мудрости (праджня-парамите). Развевающаяся белая шелковая лента представляет разнообразные поучения будды, адаптированные к требованиям разных учеников. Тройная лента желтого, красного и голубого цвета соответствует союзу трех колесниц: Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. Свисающий дамару и колокольчик представляют поучения метода и мудрости, а «благоприятное соединение» месяца и солнца указывает на полную реализацию метода и мудрости. Союз дамару, колокольчика и тройной ленты также соответствуют чистоте просветленных тела, речи и ума.

Три отрубленных головы в основном символизируют уничтожение трех основных ядов ума. Свежеотрубленная красная голова соответствует горячей страсти или желанию, разлагающаяся зеленая голова соответствует холодной злобе или гневу, а сухой белый череп — невежеству, переходящему из жизни в жизнь. Также три головы представляют три кайи: свежеотрубленная соответствует нирманакайе, гниющая — самбогакайе, а череп — дхармакайе. Еще они символизируют три двери освобождения: пустоту причины (красная голова), следствия (зеленая голова) и явлений (белый череп). В обратном порядке — белый, красный и синий — они могут сочетаться с золотой вазой и перекрещенной ваджрой, указывая на пять очищенных аспектов Будды: тело, речь, ум, качества и активность. Здесь белый череп соответствует белому слогу Ом на макушке (тело), разлагающаяся голова — красному слогу А в горле (речь), свежеотрубленная голова — синему слогу Хунг в сердце, золотая ваза — желтому слогу Сва в пупке (качества) и пересеченная ваджра — зеленому слогу Ха в «тайном месте» или сексуальном центре (активность). Эти пять слогов — Ом А Хунг Сва Ха — соответствуют коренным слогам пяти Будд: Вайрочаны (белый Ом), Амитабы (красный А), Акшобьи (голубой Хунг), Ратнасамбавы (желтый Сва) и Амогасиддхи (зеленый Ха). Половинки ваджр сверху и снизу кхатванги символизируют неописуемое совершенство Пяти Мудростей Будд, а также союз пяти кай в системах Высшей Йога Тантры. Когда наверху кхатванги находится пылающий трезубец, это символизирует три кайи, Три Драгоценности, Будд трех времен и победу над тремя мирами.

На глубоком эзотерическом уровне трезубец соответствует союзу трех главных психических каналов или нади. Пылающий центральный шип символизирует восхождение внутреннего огня (санскр. кандали, тиб. тум-мо) через центральный канал. Белое древко кхатванги символизирует центральный канал, заполненный белой бодхичиттной, возникающей из плавящихся капель на теменной чакре (белый череп). Восемь сторон древка соответствуют восьми нади, расходящимися от сердечного центра. Пять восходящих элементов представлены пересеченной ваджрой (земля), вазой нектара (вода), красной головой (огонь), зеленой головой (ветер) и белым черепом (пространство). Полная или половинчатая ваджра над черепом символизирует шестой элемент «мудрости». Свисающие соединенные символы месяца и солнца соответствуют союзу метода и мудрости, указывая на соединенные энергии лунных и солнечных каналов, которые входят, пребывают и растворяются в центральном канале. Соединение звучащих дамару и колокольчика соответствуют методу и мудрости, указывая на союз великого блаженства и пустоты. Развевающаяся белая шелковая лента соответствует плавлению и спуску белых капель бодхичитты, которые наполняют тело йогина ощущением естественного великого блаженства.

Разные йидамы держат различные вариации стандартной формы кхатванги. Например, древко может быть из красного сандалового дерева или из белого сандалового дерева, украшенного красным, свисающие ленты и украшения могут не отображаться, кроме того вся кхатванга может быть сделана из кости, а над вазой тогда будут возвышаться три белых черепа.

Автор — Sansara