Современный прагматический подход к исцелению человека, основанный на чисто материалистических воззрениях, не всегда является полностью обоснованным. Без сомнения, хирургия достигла невиданных высот, наука открыла субмолекулярные уровни материи, гены, и т.д., а нейрохирургия вообще вошла в какую-то область фантастики, где человеческое тело рассматривается как набор мельчайших клеток, атомов, волнообразных форм фотонов, нейтрино, кварков.

Такое видение функций живого организма позволяет достаточно эффективно влиять на материю, но если учесть, что человек, да и любое другое живое существо, состоит не только из тела, но из энергии и сознания, то можно утверждать, что посредством электронного микроскопа невозможно проникнуть в ваджрные, невидимые глазу энергетические сферы живого организма. До сих пор ученые довольно скептически относятся к тому, чего не могут пощупать руками или хотя бы увидеть на мониторе.

Современная медицина считает энергетические каналы человека и акупунктурные точки на теле выдумками древних. Однако такой подход совершенно неприемлем, ведь ум или сознание тоже не видны в микроскоп, однако это все существует. Ваджрное тело, или тело энергии, есть, оно так же реально, как и наша способность воспринимать мир, как и наши чувства, как наше мышление, хотя все это нематериальные вещи. Посредством высоких технологий невозможно проникнуть в тайные аспекты человеческой личности, да и совершенствовать сознание научными методами тоже плохо получается. Бхайшаджья Гуру (Будда медицины) проповедовал, что все болезни коренятся в сознании, созревают в ваджрном теле (энергетический уровень) и проявляются в теле (материальный уровень).

Из этого следует, что лечить можно не только последствия, проявленные на телесном уровне, а вполне реально воздействовать на болезнь на уровне ума или на уровне энергии. Чтобы устранить причины расстройств здоровья на уровне ума, нужно, конечно, следовать Благой Дхарме, заниматься практикой медитации, через осознавание причин проникать в тайные аспекты личности и созерцанием устранять напряжения в сознании. Но факт остается фактом: не все люди способны самостоятельно пресечь на корню причины своих проблем, потому и существует тибетская мистическая медицина, методами которой возможно устранять или корректировать эти проблемы. Итак, если человек имеет расстройство, которое проявилось на уровне тела, но при этом осознает тот факт, что причины проблем коренятся в более глубоких и скрытых сферах бытия личности, то такое понимание дает шанс на устранение причин болезней и возможность достичь полного выздоровления.

Однако понимание причин проблем — это только половина дела, чтобы эффективно работать над ними, надо не просто осознавать свои несовершенства, но и применять так называемые вторичные методы реабилитации или духовные методы целительства.

Что это значит? Если рассмотреть это с более общих позиций, то можно сказать: чтобы повлиять на скрытую причину расстройства, уже проявленного в виде телесного недуга, надо не только заниматься лечением конкретного симптома, но и попытаться гармонизировать деструктивную энергетику, которая этот симптом спровоцировала. В тибетской или буддийской медицине мистической терапии мантрами и ритуалами уделено чуть ли не главенствующее место. Рассмотрим некоторые аспекты этих мистических, основанных на внутреннем постижении методов. Как известно, уровень энергии личности проявляется через речь. По тому, как человек говорит (сила голоса, тембр, артикуляция и т.д.), можно судить, в каком состоянии находится его энергия, да и не только по голосу, но и по многим другим параметрам можно диагностировать.

Если через речь можно диагностировать энергетику пациента, то также посредством речи можно и влиять на его состояние энергии и устранять дисбаланс элементов и дош.

Тантрический буддизм в Тибете называли Ваджраяной или Мантраяной. Что это значит? Мантраяна — это метод буддийской практики, основанный, прежде всего, на чтении мантр и визуализациях. Конечно, кроме мантр, визуализаций, ритуалов и т.д., в традиции Ваджраяны существует множество различных способов духовной практики, но именно мантра, или голосовая вибрация, является коренным или главным методом в этой системе тибетского буддизма. Почему так? В лоне традиции Ваджраяны считается, что ум и энергия нераздельны, и если начитывать определенную мантру и одновременно визуализировать божество, соответствующее этой мантре, то можно прямо войти в саму сущность человеческого измерения. Для чего это надо делать?

Внедряясь в основы своего сознания и энергии, йоги не просто упивались могуществом над силами природы, совершенствуя свое тело, ум и сознание, они также довольно эффективно корректировали многие недостатки в сфере здоровья, которые природа не может устранить самостоятельно в процессе одной жизни. Именно мантры и визуализации могут быть очень действенным средством влияния на причины расстройств психики и тела. Тибетская медицина — это не спекуляция на неведении людей, и если в ее методах присутствуют «тайные» методы, например, мантры, это не значит, что они намеренно кем-то скрываются. Тайными они являются не потому, что о них никто не знает или они за семью печатями — вовсе нет, а потому, что суть этих методов не всем дано прочувствовать на личном опыте.

Ведь только упорная и настойчивая духовная практика позволяет чудесам проявляться в реалии. Ученые нашли у животных, например, у акул, намного больше органов чувств, чем у людей, и никто не подвергает эти открытия сомнению, раз акулам положено обладать дополнительными функциями проявленной энергии, значит это им необходимо. Однако, когда йоги вследствие духовной практики открывают для себя новые измерения или новые проявления своей энергии, то сообщество людей почему-то очень негативно воспринимает такие достижения. Если какой-то духовный святой начинает видеть необычные вещи или проявляться не совсем стандартным образом, например, начинает левитировать или читать мысли, обывателю это кажется ненормальным и опасным.

Обычному человеку, не желающему самосовершенствоваться, недоступны многие сферы собственного сознания, и, вследствие такой своей некомпетентности, люди придумали религии и стали уповать на якобы всемогущих верховных создателей. Вместо, того, чтобы заниматься своими проблемами самостоятельно, для большинства людей проще перекинуть их на плечи богов, докторов, социальных работников и т.д. Итак, если целитель способен через пульсодиагностику и свое мистическое видение определить «тайные» аспекты проблем пациента, он вполне корректно может устранять их не тогда, когда они стали проявляться в виде телесных недугов, а уже на стадии энергетических дисбалансов. В рамках данной статьи можно рассмотреть популярно лишь основные принципы лечения мантрами и мистическими ритуалами, принятые в традициях Востока и, в частности, в тибетской медицине. Чтобы постичь это искусство целительства, необходимо принять прибежище в Дхарме, найти учителя и долго следовать этому выбору.

Энергия человека — это вполне конкретная вещь, которая не только может ощущаться в медитативном видении, но ее даже можно «потрогать» руками или активно на нее влиять при помощи начитывания мантр, а также через свойства минералов, ритуалами, через мистические символы.

Пульсодиагностика, по сути, является как бы местом стыковки энергии и телесного уровня, в пульсовой волне проявляются и параметры физического тела, и энергетические составляющие внутренних органов, а это и показатели ваджрного тела (каналов энергии), и баланс элементов и дош. Прослушивая пульсы пациента, врач уже на этом этапе начинает лечение мантрами, хотя это не всегда видно для пациента. Дело в том, что пульсодиагностика подразумевает некое объединение в пульсовых точках энергии врача и пациента, а как известно, врач контактирует с проблемными аспектами человека, и эти проблемы могут перейти на него по энергетическим каналам. Чтобы избежать проникновения разного рода провокаций в свою сферу энергетики, врач тибетской медицины во время пульсодиагностики должен начитывать защитные мантры. Однако эти мантры не только защищают самого врача, но они уже с первых минут контакта с пациентом начинают работать и на благо пациента.

Если у врача и пациента возникают доверительные отношения, то сильная и здоровая энергия целителя как бы включает в свой мандал (в сферу своего измерения) энергию пациента. Независимо от дальнейших методов лечения, духовная сила врача, усиленная мантрами и визуализациями, будет постоянно корректировать энергетику пациента. Это вполне реальное явление, и как бы скептики не относились к этому аспекту целительства, опытный врач тибетской медицины вполне четко ощущает такую связь с пациентом, да и многие пациенты тоже не лишены мистического видения, и могут вполне осознанно развивать и поддерживать данный аспект целительства.

В тибетской традиции это выглядит следующим образом. Врач во время своих медитаций, или во время специальных ритуальных практик манифестируется в Идама или в Дакини (божества-защитники буддийского пантеона), и начинает сначала начитывать очистительные мантры, которые должны подготовить и его самого, и пациента к той или иной терапии. Мало того, даже если врач сам делает лекарства или пользуется приобретенными в тибетских аптеках, он эти лекарства освящает мантрами, чтобы усилить их действие. Как это ни странно, но многие тибетские лекарства становятся совершенно бесполезными, если они не освящены мастером. Люди часто игнорируют тонкие аспекты вещей, но порой невидимые связи бывают определяющими, и это очень актуально, особенно в таких сложных и тонких отношениях, как духовное целительство.

Мантра — это, прежде всего, вибрация звука, а как известно, звук проникает даже через плотную материю и на большие расстояния, следовательно, это очень тонкий или сущностный аспект нашего измерения. Голосовая вибрация, выполненная правильным образом, очень эффективно влияет на энергетические каналы внутри тела, на чакры, на сущность элементов человека. В традиции тибетской медицины разработано офомное количество лечебных мантр. Например, врач определяет ту или иную провокацию (это может быть провокация природных сил, недоброжелательных духов, дисбаланс элементов) и начинает применять соответствующую конкретному случаю мантру, параллельно визуализируя священные слоги или образы божеств-хранителей.

Иногда положительный эффект от такой мантротерапии проявляется с первого раза, особенно если это касается свежих (не хронических) расстройств или провокаций вредоносных духов. Хронические болезни поддаются сложнее, но и их можно успешно лечить мантрами в комплексе с моксой, процедурами, массажем Ку-Нье, лекарствами и т.д. Опытный врач всегда найдет нужный метод лечения, и чудеса тут ни при чем, все довольно четко поддается анализу. Мантра — это не что-то запредельное, это вполне объяснимое и понятное явление нашей внутренней природы, хотя и не всегда привычное для европейца.

На Востоке мантра обычное дело, и там никого этим не удивишь. В случае очень опасных болезней, особенно когда опухоли переходят в горячую стадию (рак), применяются и очень мощные мантры, которые, как правило, не употребляются в обычных случаях. Конечно, от духовной силы самого целителя очень много зависит, и часто чудо случается, но это не значит, что врач тибетской медицины всесилен. Однако даже очень сильным целителям не под силу влиять на действие неблагой кармы пациента, если причины уже созрели. К сожалению, многие люди слишком поздно задумываются о своем здоровье и совершенно бездарно растрачивают ресурсы своего тела, энергии и ума, а когда деструктивные явления поражают основы человека, тут уже будет бессилен даже сам Будда. Если провести аналогии, то действие мантр можно сравнить с действием музыки. Волшебная сила искусства ни для кого секретом не является.

Те люди, кому нравится та или иная музыка, конечно, знают, что звуковые волны очень сильно влияют на эмоции, улучшая общее состояние человека. После прослушивания хорошего концерта положительный эффект может сохраняться несколько дней. Это ли не прямое доказательство того, что звуковой вибрацией вполне реально влиять на энергию личности? Следовательно, правильно подобранная мантра также будет воздействовать на тот или иной аспект энергии, с той только лишь разницей, что музыка влияет на общие параметры энергии, а мантра имеет локальную направленность и воздействует именно на проблемные места в теле и энергетике пациента. Хорошая музыка также может быть частью терапевтического процесса, даже животные понимают музыку и получают положительные эмоции от нее.

Под хорошую и расслабляющую музыку следует принимать пищу, делать массаж и т.д., музыка создаст благотворный энергетический фон. Лечение на расстоянии также можно отнести к аспекту мантротерапии. Сила мантры не имеет преград и для нее расстояние не помеха. В тибетской медицине есть методы лечения на расстоянии, когда больного визуализируют внутри специальной сферы, а потом начитывают мантру действия. Энергия такой мантры будет воздействовать именно на того человека, которого визуализирует целитель, где бы он не находился в данный момент, пусть он будет даже на другом конце земного шара. Современные экстрасенсы попытались развивать этот аспект бесконтактной терапии, но тут есть одно «но»: без прибежища в Дхарме, без передачи тайных знаний учителем, без долгой медитативной практики и, наконец, без определенного таланта к целительству эта бесконтактная терапия не работает.

К сожалению, профанация традиций сейчас встречается довольно часто, что наносит ущерб и авторитету серьезных целительских школ. Даже очень опытные мастера тибетской медицины не всегда берутся за такой вид лечения, ведь тут надо и определенные наработки применить, и получить какую-то статистику результативности, а просто так сотрясать воздух не имеет смысла. Ведь любой отрицательный результат в лечении — это не только удар по надеждам пациента; который верит и ждет положительного результата, это также удар и по целителю. Мантра — это, прежде всего, звук или голосовая вибрация, чтобы правильно ее освоить, необходимо ее услышать и получить от учителя правомочность для дальнейшей практики. Мантра имеет и свое написание на тибетском языке, но это не главное, главное — звучание.

Поэтому совершенно некорректно передавать мантры посредством текста, так утрачивается традиция, ведь мантр? имеет свое характерное звучание, обертоны, ритм и т.д. Также мантры часто делаются с визуализацией определенных божеств (Идамы и Дакини), для этого требуется передача метода, краткая (Дунг) или расширенная (устные наставления). Чтобы получить мантру или другой метод для практики, следует найти учителя и приемлемую для себя традицию, принять прибежище в этой традиции, а уж потом практиковать методы. Традиция передачи мантр в тибетском буддизме и в тибетской медицине требует непосредственного присутствия ученика в момент передачи мантры Учителем. Конечно, мантры имеют свое написание и зачастую вполне логический смысл, наподобие молитв, посредством которых просят Учителей, Дэвов и Дакинь ниспослать благословение и силу целителю или ученику в той или иной традиции.

В Тибете часто мантры высекают или пишут краской на камнях вдоль дорог, на флажках лунгта или на специальных оберегах, которые носят на теле. Мантр существует огромное количество и каждая имеет свою конкретную цель и обладает конкретным действием. Чтобы мантра работала и была надежным и точным инструментом в арсенале целителя, надо выполнить следующие условия: — ученик должен принять прибежище в Дхарме от Учителя; — следует услышать мантру в момент ее передачи Учителем; — мантра должна быть задействована системной и правильной практикой; — должна произойти интеграция мантры с энергий практикующего, чтобы звук мантры и сила йога были нераздельны в момент практического применения мантры. Вышеперечисленные условия для обретения силы мантры не являются сложными сами по себе, однако, не всегда человек осознает их необходимость следовать «правилам игры», и часто мантры применяются без должной практики, следовательно, не могут быть эффективным инструментом в целительской практике.

Все мантры происходят из коренного звука А. В Сутре Сердца (Хридая Сутра), Будда Шакьямуни говорил, что в звуке А содержатся все Сутры, все Тантры и все учения Будд трех времен. Прежде, чем практиковать какие-либо мантры, следует проникнуться звуком А, чтобы обрести коренное понимание первородной мантры. Звук А следует петь, освобождая пространство внутри тела, энергии и ума. Чтобы начать успешно практиковать тибетскую медицину, следует получить прибежище в Дхарме и практиковать мантру Будды медицины:

ТАЙАТА ОМ БЕХАНЗЕЙА БЕХАНЗЕЙА МАХА БЕХАНЗЕЙА РАНДЗА САМУТГАТЭ СВАХА

Эта мантра раскрывает потенциальные способности врача к постижению мудрости и силы целительства. Мантра сострадания, или мантра Авалокитешвары, звучит следующим образом:

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Это очень распространенная мантра в Тибете, она встречается практически везде — в храмах, на камнях в горах, на ритуальных атрибутах. Изучая звучания этой мантры, ученик может постичь глубину сострадания самого Авалокитешвары. Мантра трех ваджров, или трех составляющих измерение человека (тело, энергия и ум), очень распространена не только в буддизме, но и в индуистской традиции и звучит следующим образом: ОМ А ХУМ Ланная мантра предназначена для постижения цельности ваджрного (нерушимого) аспекта бытия человека и является мощным средством в духовной и в целительской практике. Многие мантры имеют не только форму слогов, но цвет, определенную голосовую вибрацию в той или иной чакре и т.д. В традиции школы Нингма-па, основанной Гуру Падмасамбхавой и передаваемой современникам братьями Кьемпо Ла, есть мантра Лорже Семпа (Ваджрасаттвы). Эта мантра очень важна в целительской практике, ведь она очищает от всего негативного на уровне энергии (Самбхогакайя). Вот краткий ее вариант:

ОМ БЕНЗА САТТВА ХУМ

Чтобы научиться мантрическому пению или рецитации (начитыванию), следует не просто правильно произносить мантру, но и задействовать ее на уровне трех ваджр — тела, энергии и ума. Даже тот факт, что мантра получена правильно и от компетентного Мастера, не дает ученику гарантии, что она обретет ваджрную силу, ведь в мантраяне помимо выполнения всех внутренних и внешних условий практики есть еще и кармическая связь с этим учением. Если такая связь незрелая, то ученику приходится преодолевать большие препятствия, но это не должно быть причиной для разочарования, ведь Учение Будды о спасении из мира страдания истинно и доступно для всех без исключения живых существ.

В заключение можно сказать, что терапия мантрами — это вполне корректная методика лечения. С древних времен люди общались с духами земли, воды, воздуха и огня, ведь не зря же в разных концах мира все шаманские практики удивительно похожи в своей основе. Тибетская медицина берет свои корни в древней тибетской шаманской традиции Бон, потому не удивительно, что аспект мантраяны в ней до сих пор сильно развит. Буддисты, без сомнения, привнесли свой колорит в традицию целительства, в ней удивительно органично сочетаются и вполне научные воззрения, основанные на многократном опыте, и мистические тайные обряды. И пока линия преемственности тибетских традиций не пресеклась, звук победоносной мантры будет жить и исцелять.

Источник: Тибетская медицина. Автор: Пеме Кунга (Боцула В.В.)