Связан с символикой судьбы; выступает как знак божественной воли. Обычай решать спорные вопросы жребием известен с глубокой древности и был распространен повсеместно. Жребий рассматривался как обращение за ответом непосредственно к божеству: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16). В тибетской мифологии судьбы умерших определяются посредством бросания костей.

Древнейшим античным образом, связанным с жребием, выступают мойры (греч. moira — часть, надел, жребий, — от moirao — разделять и metromai — получать по жребию).

Известен миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Происхождение образа мойр соответствует архаической практике распределения земельных наделов и других благ посредством жеребьевки, чей исход предопределен чем-то, ни в коей мере не подвластным человеку.

 

 

Источник