Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклора, Кот-Баюн находится довольно близко к её к хвосту. Отчего? От того, что его так мало поминают в сказках. Почему? Вот об этом и поговорим.

Главный источник современных славянских нечистиков — это по-прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
«Пойди туда, не знаю куда», русская народная сказка

В этой сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен, хотя бы на уровне роботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.
Стоп. Мы же забыли ещё кое-что — размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь наверное.

Гм. Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?!

Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи и анатомически (за исключением, пожалуй, гепарда), и по поведению (за исключением льва и отчасти южноамериканской кошки-ягуарунди — не путайте её с ягуаром, пожалуйста): все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями…

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки — К.Кузнецова, например — не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки — О.И.Новокрешённых или И.В.Тихонова — считают, что да. Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского «Вниз по волшебной реке», просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Одним словом, Кот-Баюн не то «просто» домашний кот «размером со слона», не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В вышеприведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем — не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.

Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул. Соловей-разбойник, существо, вроде бы, гуманоидное (хотя изображают по-разному, скажем честно), оказавшись в аналогичной ситуации между князем Владимиром и Ильёй Муромцем, так не поступил, в результате чего и поплатился головой. В чём тут разница?

А в том, что Кот-Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается — Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже идут в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Кот-Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками — кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).

Посмотрим ещё раз на характер Кота-Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.

Ну, понятно что не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот-Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). А потом пришёл Андрей-стрелок, и… мы вернулись к началу цитаты, приведённой выше: Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед (как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный).

И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е.Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в «Руслане и Людмиле» Пушкина и «Вниз по волшебной реке» Успенского.

Что до «Кота учёного» Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна — «Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету…» То есть данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Так что, если ты пришёл без злого умысла, то можно и с Баюном договориться? В смысле, Андрей (или Иван, или другой герой русских сказок) пришёл, чтобы Баюна пленить, а Пушкин — нет, то и встретили их по разному? Вполне вероятно, так как кошки (даже простые, не волшебные) вполне чувствуют-понимают, какие намерения у людей, и реагируют на них по разному. Вот так-то.

Ну, а если Пушкинов «Кот учёный» был позитивным персонажем, то Успенский в своей сказочной повести «Вниз по волшебной реке» изобразил Баюна довольно жутко: то есть персонаж русских сказок, размером с человека, наверное, раз он может ездить верхом на лошади и бороться грудь в грудь с богатырём. И эффективнее чем тот же Соловей-разбойник, кстати (у Успенского он тоже есть). Почему?

Да потому, что кот размером с человека — это уже тигр! Опять же, чёрный кот (пускай и не размером с человека) — это уже нечистая сила. Ну и в народных сказках, на которые Успенский «опирался», когда писал свою повесть-сказку, Баюн описан довольно жутковато (см. выше). Он сложил всё это вместе, добавил Баюну усыпляющий взгляд (чего в сказках вроде бы не было) и создал довольно мрачное создание, особенно по меркам его весёлой сказки.

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он тоже только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и «помочь» Баюну не может. А жаль! В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже какого-нибудь Змея Горыныча… Но, видно, не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает — а вдруг они свою обиду расскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Так что обращайтесь с ними по-человечески — и вам воздастся сторицей.
Конец.

Бестиарий