Символ Христа в христианском искусстве средневековья, наделяется тем же значением, что и давильный пресс (подобно зерну под жерновами и виноградной лозе в давильне, «гибнущими» во благо людей, Христос претерпел смертные муки для спасения рода человеческого).
Общеизвестными мельницами с двумя жерновами (они упоминаются в Книге Моисея) пользовались за 1600 лет до нашей эры. Движение жерновов осуществляли люди (обычно рабы) или животные. Позднее для движения мельницы стали использовать силу воды. Древний ученый Витрувий и историк Страбон указывают, что такие мельницы использовались во времена Митридата и Юлия Цезаря.
Эволюция образа мельницы в средние века связывается, прежде всего, с тем, что мельница являлась центром жизнедеятельности сельских общин, местом сходок. В этом качестве она соотносилась с образом перекрестка как священного и в то же время нечистого пространства.
По той же причине мельницы нередко становились пристанищем проституток, и поэтому святой Бернар назвал их «очагами порока» (название знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» – «Красная мельница» – является отголоском этого представления). Связь мельницы с нечистой силой нашла отражение в свойственном славянской традиции представлении о том, что черт может превращаться в мельника.
В финской мифологии чудесная мельница сампо выступает в качестве символа изобилия, в скандинавской мифологии мельница Фроди (Фрейра) – символ плодородия; аналогичные образы имеются в фольклоре других народов. В средневековье было распространено представление о мельнице Фортуны как образе мирового порядка.
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?