В конце XIX — начале XX века в Вене жил человек, называвший себя Гвидо Карл Антон фон Лист (1848—1919). Его отец был купцом, и фамилия у него была просто Лист, без дворянской приставки «фон» Юный Гвидо, как и многие эзотерики из низов, тяготился своим простонародным происхождением и, найдя в дворянских хрониках упоминание о благородном роде фон Листов, «предки которых пропили свои поместья еще в XVIII веке» как писал замечательный австриец Ярослав Гашек, кажется, всерьез уверовал в то, что его род восходит к фон Листам, пусть даже и через незаконнорожденных потомков.
Поэтическая натура Гвидо фон Листа влекла его к природе — и к германскому язычеству. Австрийцы вообще-то не любят, когда их называют немцами, особенно после двух мировых войн, тем более, что с этнической точки зрения они и вправду скорее славяне, чем немцы; однако в Австрии и прежде были, и теперь есть «дейчмейстеры» националисты, считающие германскую нацию самой одаренной, а германскую культуру — самой высокой.
Юный Гвидо всерьез уверовал в это и, увлекшись народным бытом и развалинами исторических памятников, лет в тридцать начал писать статьи и книги о великом прошлом германской нации. Он участвовал сам и привлекал своих друзей к участию в языческих ритуалах «встречи Солнца» и поклонения Вотану (Одину). И очень скоро приобрел известность как писатель, историк и «пангерманист», и создатель арманическиго футарка (18 рун)
В 1902 году, в 54 года, он начал слепнуть (катаракта); ему сделали операцию, и он прозрел, но ему пришлось 11 месяцев прожить в полной темноте. В это время ему ничего не оставалось делать, кроме как размышлять о любимой германской нации и о ее языке. В 1903 году ему было «видение» 18 рун истинного арийского алфавита.
Так возник новый футарк, восемнадцатирунный, названный автором Арманическим. Арманы — это облагороженное название древних германцев, к тому же намекающее на их арийское происхождение. Собственно, и сам Арманический футарк не просто выдумка от вынужденного безделья: знаки этого алфавита совпадают с давно известными или отличаются от них ненамного. И, хотя исторических свидетельств о существовании в древности именно таких знаков нет, само их число свидетельствует об их неразрывной связи с германской мифологией, ведь 18 — это дважды девять, а девять, как мы помним, было для древних германцев священным числом.
Особенность этих рун состоит в их философском толковании и практическом использовании.
Свой футарк Гвидо фон Лист сразу же опубликовал. Тогда, в начале XX века, Германия набирала силы, мечтая получить свою долю колоний, отобрав их у более расторопных англосаксов и французов, и австрийские немцы спешили подстроиться к наступательному маршу «большого брата», сдувая пыль с воспоминаний о великих победах «Римской империи» (Австро-Венгрии), официально просуществовавшей, как известно, почти тысячу лет, с 996 по 1918 год, когда распалось многонациональное царство кайзера Франца-Иосифа. А неофициально — по 1995 год, когда умерла Ее Величество Зита Габсбург, последняя коронованная императрица Австро-Венгрии.
Идеи Гвидо фон Листа о великом прошлом арманов-немцев и об их оккультном руническом алфавите нашли массу сторонников, и в 1904 году в Вене образовалось «Общество Листа», поставившее своей целью изучение великогерманского прошлого и пропаганду идей Листа в свете популярного тогда оккультизма.
За период с 1903 по 1914 год Лист опубликовал около двух десятков статей и книг, посвященных этим вопросам: объяснение смысла и магической власти рун, эзотерические толкования фольклора и географических названий, германская лингвистика и символология, обряды и ритуалы жрецов Вотана и т.п.
На русском языке материалов об этом пока немного. Как пишет, например, Антон Первушин, идеи Листа о глубоко оккультном смысле арийско-германского наследства породили так называемое «ариософское движение», в конце 20-х годов получившее распространение в Германии (и отчасти вошедшее в идеологию национал-социализма), а также в конце 80-х годов в России (А. Дугин с его теорией «гиперборейцев»).
Но вернемся к практике. В те годы, 1903—1914, у Гвидо фон Листа появилось много учеников и последователей. Появились и самостоятельные авторы, начавшие на основе его рун разрабатывать системы медитации, гимнастики, мудр (фигур из пальцев) и мантр (распевок), заклинаний и поз (асан), танцевальных и ритуальных движений. Имена их перечисляет, например, современный немецкий
исследователь Клаус Вюртнер: List, Gorsleben, Marby, Kunimer, Jose, Spiesberger, Heinz, Dressier, Szabo, Florek, Glahn, Mohs и многие, многие другие…
Однако наряду с добросовестными исследователями нашлись, как водится, и дельцы, которым вся эта археология и эзотерика показались отличным средством для достижения политических целей.
Всех их упоминать здесь, конечно, не имеет смысла. Назовем лишь человека по имени Йорг Ланц фон Либенфельс («фон» здесь такой же самозванный, как и у самого Листа), основателя «Ордена Новых Тамплиеров» (1907), принципы которого во многом восходили к теориям Листа, но требовали физического отбора своих членов (определенная форма черепа, рук, ног, четыре поколения арийских предков). Труды Либенфельса (журнал «Остара» и др.), посвященные планам завоевания мира белокурыми арийцами, внимания не заслуживают. Однако он разработал из рун настоящий язык символов, в котором можно составлять целые фразы, как из китайских иероглифов, что позволяет не только записывать «секретным письмом» ту или иную информацию, но и составлять очень точные магические формулы.
Можно назвать также барона Рудольфа фон Зеботтендорфа (который, конечно, тоже не был бароном, его настоящая фамилия была Глауэр), основателя «Общества Туле» (Thule), созданного ради объединения немецких националистов из всех стран мира и выродившееся в кружки «декламации расистско-теософских стихов» Увлекшись теориями Гвидо фон Листа, Зеботтендорф тоже сделал многое для осмысления рун и их использования, о чем у нас еще будет речь.
Дальше у Антона Первушина или, например, у того же Гудрун-Кларка («Оккультные корни нацизма»), следует описание «черномагического» пути становления Гитлера. Хотя это не совсем точно: Гитлер, конечно, увлекался оккультизмом в годы своей удачи (1922—1939), о чем очень увлекательно рассказывается, например, в романах Л. Фейхтвангера «Братья Лаутензак» и «Еврей Зюсс» в основу которых положены действительные лица и события, однако как только ведущие оккультисты (Ernst Krafft, Louis de Wohl, Eric Jan Hanussen) отказались рассчитывать ему наиболее благоприятные сроки нападения на соседние страны, Гитлер сгноил их в концентрационных лагерях, напрочь забыв о каком бы то ни было оккультизме.
Надо еще сказать несколько слов о братстве «Арманеншафт», придуманном Гвидо фон Листом как существовавшее в древности общество жрецов, посвященных в языческие мистерии. Для самого Гвидо фон Листа это было чем-то вроде мистической «Белой ложи», о вступлении в которую мечтает каждый эзотерик. Для его последователей это стало поводом создать настоящие общества и ордена подобного рода (Арманеншафт, Туле, Тевтоны), с иерархией и членскими взносами.
Когда началась I мировая война, Лист был рад ей — как, впрочем, и многие другие эзотерики начала XX века. Им казалось, что война, уничтожив старый мир, пробудит в людях высшее духовное начало, заставит их отбросить все низменное и проявить свои лучшие качества. Так и возникнет на Земле наконец новое, светлое общество.
Правда, в отличие от Алистера Кроули, мечтавшего в те годы о возрождении всего человечества, Листа волновало возрождение одной лишь германской нации, к которой он причислял и австрийскую. Веря, что ритм жизни нации подчиняется священному числу девять, он откладывал от начала I мировой войны девятилетние периоды, получая годы: 1923, 1932, 1941…
Через 18 лет (1932), считал он, вырастет новое, послевоенное поколение немцев, которое и создаст Великий Германский рейх. Сам Лист до этого не дожил (он умер в 1919 году), но ошибся он ненамного: Адольф Гитлер стал рейхсканцлером Германии 30 января 1933 года. Возглавляемая им партия охотно использовала националистические идеи Листа, Ланца и Зеботтендорфа в своей идеологии, равно как и
руническую символику.
И, кстати, если продолжить его счет, то мы получим 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995… Годы, достаточно значимые для Германии: 1950 канцлер Аденауэр и начало «экономического чуда’1, 1959 — первые конфликты с «социалистической ГДР’1 и вскоре — сооружение Стены в Берлине (1960), 1968 — Парижская и Пражская весна, открывшие дорогу левым, 1977 первая и последняя победа левых на парламентских выборах в западноевропейских странах, 1986 — вот тут пробел, стена-то пала только в 1989-м (но зато в России в 1986 году уже началась Перестройка), — 1995 — уход канцлера Коля и приход Шредера. Но речь не об этом.
Да, Гвидо фон Лист был националистом и даже, как мы сказали бы сегодня, «оголтелым» — в отличие от Фридриха Ницше, кстати, который презирал немецкое самодовольство и мечтал о возрождении не любви к национальным блюдам и песням, а любви к познанию и самосознанию. (Хотя нацисты использовали и его идеи, естественно, перетолковав их по-своему.)
Но созданный или возрожденный Листом восемнадцатирунный футарк оказался плодотворной основой для развития новых методик и техник работы с рунами, с которыми нам с вами и предстоит познакомиться. Поэтому, каким бы человеком ни был сам Гвидо Лист, — создатели великих учений, увы, слишком часто сами не следовали своим учениям, — его вклад в эзотерику XX века неоценим и несомненен, и отказываться от его наследия было бы ошибкой.
Источник: Колесов Е., Торстен А. — «Руны. Футарк Классический и Арманический».
Нет комментариев!
Может, Ваш будет первым?