Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не задумываемся, каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья; когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший предмет. Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка — 31 и это ещё не всё.

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.


Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, — режиссеры этот прием широко используют в кино).

Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, — мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, — с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.
Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож может «заразиться» его пакостями.

Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.

При появлении младенца отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь.

Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.

Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами — ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, — складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.

Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.

При первой стрижке волос у ребёнка его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.

В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.

Применение и ношение ножа строго регламентировалось.
Известны три способа ношения:
1 — на поясе,
2 — в голенище сапога,
3 — в кармане на груди.

Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.

Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.
Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.

Повсеместно у славян нож и ножницы использовали для защиты лиц, находящиеся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. Беременная женщина от сглаза носила в кармане складной нож. Наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож помещали рядом с роженицей (втыкали в косяк двери, клали под подушку, под кровать), чтобы защитить её от порчи и нечистой силы. Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой.

Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша. Когда молодые выходили из дома, направляясь к церковь, перед ними в землю затыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него. При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «укололось» об нож. Перед тем как надеть на себя новую сорочку, через неё пропускали нож, чтобы обезвредить порчу. Когда совали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза.

Нож повсеместно использовали для охраны от нечистой силы и борьбы с ней. Ножом, как и другим железным предметам, вычерчивали магический круг, чтобы обезопасить себя от нечистой силы во время святочных гаданий на перекрестке или при добывании цветка папоротника в купальскую ночь; человек, которого давит мора, должен три раза обвести ножом вокруг дома (Босн. Герцеговин.). Нож, косу, топор, серп клали на порог, на окно, втыкали в косяки дверей и ворот, чтобы в дом не могла проникнуть нечистая сила: иногда считалось, что колдун вообще не может войти в дом, потому что там, наряду с иконой и крестом, есть нож. Нож клали на ночь в постель, чтобы обезопасить себя от зморы (серб., хорв., далмат.,), стриги (хорв.), вампира (серб.), домового (в-бел.), ходячего покойника (с-рус.). Нож клали в гроб «нечистого» покойника: колдуну (полес.) или вампиру (ю-слав.), чтобы они накололись на него, если захотят встать из могилы после смерти. Чтобы избавить покойника от участи вампира, на то время, пока он лежит в доме, втыкали перед его головой большой нож (Босния). Если подозревали, что умерший может превратиться в вампира, то, чтобы предотвратить это, протыкали ему грудь, ноги и руки пятью старыми ножами или одним ножом и четырьмя щипцами боярышника.

В скотоводческой магии нож использовали как оберег скота от порчи, болезней, хищных зверей, ведьм и колдунов. При первом выгоне скота нож, как и ножницы, серп, косу, топор и другие железные предметы-обереги подкладывали под порог хлева, клали в воротах при входе в загон, следя, чтобы скот переступил через них, а также втыкали в землю или над дверями, через которые проходил скот, волочили с собой при обходе стада, махали ими крест-накрест над скотом. В «опасные календарные даты, например, на Ивана Купалу, наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож втыкали в стену, крышу, дверные проёмы хлева, подкладывали под порог, веря, что в этом случае ведьма не сможет проникнуть в хлев и отобрать молоко (полес.).

При использовании ножа в охранительных целях особую семантику имели такие действия, как втыкание ножа и закрещиванием ножом. Помимо того, что втыкание было одним из способов помещения ножа в охраняемое пространство (при затыкание его в колыбель, стену, дверной косяк, за пояс и пр.), в ряде случаев оно могло приобретать останавливающую семантику. Чтобы гром не ударил в дерево, под которым остановился человек, в дерево втыкают нож (полес.). Если «снился» покойник, чтобы прекратить это, втыкали нож внутрь дежи (полес.).

Втыкание ножа, с одной стороны, преграждало путь опасности, а с другой — символически «пригвождало» носителя опасности к одному месту. Считалось, что вихрь можно остановить, воткнув нож в землю — в этом случае вихрь будет крутиться на одном месте, пока не вынешь нож (полес.). При приближении градовой тучи втыкали в землю нож, чтобы отвернуть град от посевов(серб.). Чтобы в доме не было блох, во время грома втыкали в землю нож и произносили: «Гром, гром, от блох»(укр.). При отправлении невесты в дом молодого, во дворе ее дома втыкали в землю нож, чтобы оградить её от порчи (полес.). Заговорный нож, воткнутый в землю, ограждал человека или скотину от нападения волков (в.-бел.); в день св. Юрия, в первый выгон скота затыкали нож под порогом избы, чтобы волк не тронул скот (бел.). В случае, если корова не возвращалась на ночь домой, знахарь «засекал» потерявшуюся скотину, затыкая заговоренный нож в стену сеней. Полагали что, пока нож будет воткнут в стену, корова останется недоступной для хищников (полес.).

Нож – символ и необходимость. Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси (IX-XII в. в.) нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок в определенном возрасте получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету придавалось такое значение?

Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.

Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, уничтоженного татарами, было найдено 1358 ножей.

Из обширной теоретической части выше — у вас есть возможность выбрать десятки методов применения ножа современным язычником в своей жизни, в том числе и в обрядово-ритуальной практике.

Для ритуальных религиозных практик нож является частым в использовании инструментом.

В обрядах, связанных с отсечением, ограничением, нож применяется, если в процесс обряда идёт «овеществления непроявленного».

Для изготовления многих обережных и ритуальных предметов нож применяется для нанесения сакральной графики.

Источник