Огам — это письменность древних кельтов и пиктов, скорее всего обладавшая, как всякая, впрочем, письменность, на этом уровне развития и доступности письменности, сакральным значением. Впрочем просто как письменность огам использовали плоть до 10 века. Ну и традиции филидов, хранителей знаний, в Ирландии тоже сохранялись чуть ли не до Елизаветы, а они, скорее всего, развивали Огам и как язык, и как тайнопись, и как магическое средство. А в 18 веке интерес к нему возродился как среди любителей старой доброй Британии, так и среди тайных оккультных обществ. А потом Грейвс написал про него много забавных эклектических фантазий. Писался он либо слева на право, либо снизу вверх. Изначально состоял из 20 знаков (я буду писать знаки, чтобы не позорится, так как я все еще не могу разобраться в правильном произношении — фью или феда), разделенных на 5 семей по принципу написания, потом к ним добавились еще дифтонги — 5 штук.

Сейчас неоязычники используют огам для магии и мантики. Для магии он безусловно использовался еще в начале Средних Веков, равно как и для мантики, однако описанные способы не похожи на современный — это скорее гадание по алфавиту, чем вытягивание плашек с конкретным значением. Однако, даже русский алфавит «аз-буки-веди-глаголь» можно использовать в мантических целях, так как это замкнутая система с конкретными говорящими названиями символом.

Не вполне верно называть огам — «оракулом деревьев». Да, у каждого знака есть привязанное к нему дерево, а большая их часть по прямому значению является деревьями. Да, сама структура написания огама снизу вверх — структура растущего дерева. Однако деревьями значение не ограничивается. К каждому знаку привязаны также птицы, орудия труда, занятия, цвета (реки, крепости, святые и т.д., сильно позже по аналогии привязали и животных). Символика каждого из них лишь частично связана с значением соответствующей буквы. (Поэтому не всегда работает соотнесение с образами фольклора, вроде деревьев из «Битвы деревьев»).

0703062034.071

Для расшифровки нужно изучить все символические и прямые значения, которые нам доступны. Вряд ли нам удастся понять огам во всей его полноте, в любой случае. Однако мы можем выстроить более или менее логичную систему, опираясь на этот сакральный алфавит, который несомненно должен в пределах 20 знаков описывать все многообразие мира (именно поэтому я и многие другие не берут в расчет дифтонги). А любая логичная система будет работать. Я предлагаю вам ту, которую выстроила на основе изучения источников древних и современных, кельтских мифов, биологических справок, а также практики, медитации, проживания. Я не претендую на то, что она правильнее, чем у других, я просто предлагаю еще один взгляд, еще один выбор которым вы может воспользоваться.

С чем я категорически не соглашусь — это с переворачиванием знаков. Я не могу представить себе этого на письме. Первые две семьи очевидно переворачиваются друг в друга (что добавляет глубины значениям, не вопрос), последняя не переворачивается. У конкретных мантиков это может работать, но сути огама, на мой скромный взгляд, противоречит.

И еще я считаю, что огам правильнее делать из сука одного дерева, или нескольких, если так нравится,и совершенно не обязательно каждый знак делать из связанной с ним палочки (хотя и можно, только европейский тис обладает ядовитой древесиной без правильной обработки, например). В принципе форма палочек скорее является современной традицией, чем необходимым условием работы. Мой набор, например, сделан из яблони и дуба, причем какой знак на что нанести определялось жребием.

Источник